свежие новости

   31 мая 2017              ЛУЧШЕ РАЗ УВИДЕТЬ    
   Мост через море: не сказки сказываются, а дело делается
          Кто бы мог подумать сотню-другую лет тому назад, что инженерный гений человека сможет превратить в быль мечту, когда-то воплощенную в сказке!             



   




  
  
   Мне посчастливилось видеть это диво воочию, и — признаюсь — даже когда мы с коллегами стояли на мосту через Керченский пролив, все еще не верилось, что такое возможно…
   Мост через море — реальность, которая фактически уже состоялась. Она потрясает. Величие громадной конструкции и масштаб ведущихся работ можно сравнить, наверное, лишь со стройками Петровской эпохи. Ни рассказы, ни телесъемка не передают энергетики этого колосса, выбросившего железную руку над волнами Керченского пролива, чтобы соединить Краснодарский край и Крым.
   Тысячи рабочих (всего их на объекте задействовано около 5000) издали кажутся муравьями на огромном железобетонном полотне протяженностью 19 километров: мост будет самым длинным в Европе. Строительство идет круглосуточно. Лучшие мастера со всей страны трудятся не покладая рук и живут рядом с объектом в специально построенных домах. Одни работают вахтовым методом, другие — в конструкторских, инженерных бюро и архитектурных мастер-ских, третьи — на металлургических и цементных заводах. Задействованы огромные средства, супертехнологии, технические и человеческие ресурсы. Все вокруг — в превосходной степени: самое большое, самое современное, самое мощное. Гигантский организм стройки похож на живое существо: он непрерывно растет, движется, неудержимо наполняется силой, и его сердцебиение невольно сообщается каждому побывавшему здесь человеку. Как будто держишь руку на пульсе самой жизни…
  



   Мост будет не только впечатляющим по размеру, но и очень красивым сооружением. Это видно уже теперь. Тяжелая мощная конструкция издали кажется легкой, изящной, парящей над водой. В готовом виде она будет выглядеть, как на картинке сверху.
   Из Тамани в Крым сегодня добираются только по старинке — на пароме. Довольно долго. К тому же нет погоды — нет парома, и это огромное неудобство. С вводом моста переезд через пролив займет всего-то минут пятнадцать, если вы будете ехать по четырехполосной автомагистрали, и немного больше — если по железной дороге. По предварительным подсчетам, за сутки через двухуровневый мост будут проходить до 40 тысяч авто и около 50 поездов со скоростью 120 км/ч. Пешеходные и вело-дорожки не предусмотрены. На случай аварийных и других экстренных ситуаций имеются «карманы»: туда можно будет съехать с трассы и дождаться технической и другой помощи, пункты которой предусмотрены на берегах с обеих сторон. Таким образом, кто успел пройтись по мосту пешком до ввода в эксплуатацию — тот успел и может отметить для себя данное событие как знаковое; скоро это будет уже невозможно. Нам с коллегами повезло и не спеша прогуляться по мосту, и подняться на верхний ярус, и окинуть взором вид вокруг. Поразительное ощущение: высота, ветер, необъятная ширь, прямо под ногами — морская глубина, а в ее темно-бирюзовой толще играют, поблескивая на солнце серебряными телами, дельфины...
   Издалека слышны перекрывающие шум огромной стройки монотонные глухие удары — это гигантский гидравлический молот вбивает в дно пролива сваи, на которых будут держаться 595 опор моста. В некоторых местах их опускают на глубину до 100 метров. Чтобы «собрать» каждую сваю, 12-метровые трубы одну за другой погружают под воду, приваривают друг к другу, а потом заполняют бетоном. Кстати, из металла, который пойдет на опоры моста, можно возвести 32 Эйфелевы башни, а весит эта инженерная конструкция больше, чем пирамида Хеопса — свыше 12 миллионов тонн. Качество материалов предварительно тщательно выверено, но установленные на опорах датчики продолжают постоянно сбрасывать в базу данных информацию о том, как «ведет себя» свая под действием движения пластов почвы и воды (на дне пролива — тектонический разлом и илистые грунты). Просчитаны и экспериментально апробированы и другие возможные испытания: ветрами, ледоходами, подземными толчками. Но вообще самые крупные конструкции моста — судоходные арки: каждая высотой более двухсот метров ( с 15-этажный дом) и весом по четыре-шесть тысяч тонн. Их собирают на берегу.
   Это лишь пара примеров удивительных конструкций, сотни которых разработаны и используются на строительстве моста.
   Очень интересна и объемна тема экологии в районе строительства. Казалось бы, природа этого уникального уголка неизбежно должна пострадать, но забота о ней и грамотный научный подход предотвратили возможные проблемы. Целые виды флоры и фауны буквально переселены в другие места; вода с моста будет проходить семь ступеней механической очистки и обработку ультрафиолетом. А еще строительство стало поводом для проведения археологических исследований берегов и акватории Керченского пролива, и здесь обнаружили множество артефактов, в том числе часть терракотовой скульптуры в форме головы мужчины. Специалисты предполагают, что это изображение древнегреческого божества, и датируют находку V веком до нашей эры.
   Наша экскурсия пришлась на знаковый момент: только что завершилась установка половины опор, уже готовы сухопутные опоры автодорожной части. Строительство планируют завершить до конца 2018 года. С этого момента начнет окупать себя заведомо выигрышный экономический проект. Мост обеспечит не только удобство перемещения для людей, но и рост объема оборота товаров, грузов, пассажиропотока (по предварительным подсчетам, около 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов) со всеми вытекающими отсюда результатами в виде упрощения логистических схем и удешевления расходов на транспортировку, снижения цен на товары, судозахода в порты, увеличения туристического потока и так далее.
   Автотрассу планируется открыть для движения уже в 2018 году, а железнодорожную магистраль — в 2019-м. Совсем скоро. Так что мы с вами будем свидетелями этих замечательных свершений и сможем изумиться и порадоваться делам наших современников. Воистину чудным делам...
  
   Инна ФЯКСЕЛЬ