Сегодня — последний день акции «Внимание — дети!». В этот период водители обязаны ездить в светлое время суток с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Чтобы узнать, все ли автовладельцы соблюдают правила, корреспондент «НС» вышла в рейд с гос-автоинспекторами на улицы Старых Дорог. День мы выбрали особенный — 30 мая, когда во всех школах района проходили последние звонки.

«Сейчас такой период, когда дети очень много времени проводят на улице без присмотра родителей. Они гуляют во дворах, катаются на велосипедах и зачастую забывают правила безопасного поведения на проезжей части, а многие их вообще не знают, — отметил начальник ОГАИ Стародорожского РОВД Сергей Тышкевич. — Поэтому мы активно разъясняем водителям причины и последствия ДТП с участием несовершеннолетних, рассказываем о правилах безопасной перевозки юных пассажиров».

Зачем включать ближний свет,  когда и так все видно?

К сожалению, не все водители понимают серьезность момента и потому не считают нужным включать свет фар. В этом мы убедились во время рейда. Нарушителей долго искать не пришлось. Первый попался на глаза госавтоинспектору возле средней школы №2. Мужчина оказался жителем Воложинского района. Приехал в наш город по делам. Свою вину признал сразу и пояснил, что просто забыл включить ближний свет фар.

«Товарищ капитан, строго не наказывайте, — взмолился мужчина. — За столько лет вождения у меня были незначительные нарушения. От этого никто не застрахован. А тут такая неприятность на ровном месте».

Сергей Тышкевич предупредил автовладельца, чтобы впредь не терял бдительности, выписал ему небольшой штраф и отпустил.

Еще одного нарушителя мы приметили возле гимназии. Мужчина не сразу понял, почему его остановили. А когда услышал причину, недовольно выпалил: «А зачем вообще фары включать? Какой от этого толк днем? Машину и так заметно. Вот ночью — пожалуйста, а днем, да еще когда солнце ярко светит… бред какой-то».

«Свет, в первую очередь, для пешехода, — пояснил водителю Сергей Тышкевич. — Многие машины сейчас ездят практически без звука, стремительно и могут быть окрашены в темные цвета, которые как бы маскируют их, что чревато ДТП. То же солнце может ослепить водителя, да так, что он не заметит человека на дороге. Другими словами, угроза подлетает молниеносно и незаметно, поэтому важно предупредить беду. Тем более сейчас начинаются каникулы, и дети не всегда думают о своей безопасности, выбегая на дорогу. Днем автомобиль со светом фар заметен с большего расстояния, чем без него. В сумерки или в условиях плохой видимости автомобили с включенными фарами тоже лучше видно».

азу несколько водителей, которые двигались на авто без ближнего света фар, мы выявили на улице Московской. Все нарушители — мужчины, имеющие за плечами большой водительский стаж. Некоторые из них возмущались, что из-за включенных днем фар преждевременно изнашивается световое оборудование, аккумулятор, а расход топлива становится выше.

«Я, если честно, не понимаю, для чего мне «палить» фары при свете дня. У меня бензин быстрее расходуется, а он не дешевый. Но раз надо, так надо. Вот только сейчас забыл включить — спешил очень», — оправдывался перед инспектором очередной нарушитель.

«Давно доказано, что включенные фары помогают предотвратить серьезные аварии, а значит, все недостатки нивелируются, проще говоря, перестают на этом фоне быть существенными, — объяснял преимущества требования Сергей Тышкевич. — Что касается расхода топлива, то на самом деле разница едва ощутима — максимум на 100 миллилитров бензина в час. Разве это можно назвать серьезными материальными затратами? Конечно, нет. Поэтому включенные днем на автомобиле фары мало повлияют на бюджет семьи, зато обезопасят от попадания в аварию и сопряженных с этим рисками для здоровья».

В лучшем случае — предупреждение, в худшем — штраф

Нарушителей было много. Недисциплинированные автомобилисты чаще всего ссылаются на забывчивость или неинформированность, мол, не знали об операции «Внимание — дети!», поэтому не включили свет. Немало и тех, которые считают включенный ближний свет глупой затеей. Тем не менее за невыполнение данного требования правил можно в лучшем случае схлопотать предупреждение, в худшем — штраф до 2 базовых величин.

А вообще эффективность ближнего света была доказана в 2003 году, когда новые ПДД закрепили правило осенне-весеннего сезона: с включенными фарами нужно было ездить с 1 ноября по 31 марта. За первый сезон удалось на 4% снизить количество ДТП, совершенных в светлое время суток; на 3% сократилось количество наездов на пешеходов; на 7% — количество лобовых столкновений; на 10% — число столкновений на перекрестках. Самое главное достижение — количество погибших в светлое время суток снизилось на четверть! Однако потом требование включать всегда ближний свет фар с 1 ноября по 31 марта было снято.

Со всеми нарушителями, которых удалось выявить во время рейда, Сергей Тышкевич провел профбеседы. Они в один голос уверяли на прощание, что впредь будут соблюдать Правила дорожного движения. Хотелось бы верить…