свежие новости


   7.03.2018

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ У ПЛАТЕЛЬЩИКОВ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОРГАНАМИ ФОНДА В 2017 ГОДУ

   

    1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование Не начислялись обязательные страховые взносы на следующие виды выплат (нарушена ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138 - ХIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (далее – Закон № 138-ХIII): премии к празднику 8 Марта;
    сумму компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
    материальную помощь, выплачиваемую в связи с уходом на пенсию;
    материальную помощь, выплачиваемую к юбилейным датам, к профессиональным праздникам;
    Излишне начислялись обязательные страховые взносы на суммы выплат, предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 года № 115:
    материальную помощь на оздоровление, выплаченную в связи с уходом в трудовой отпуск, в связи с рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, в связи с вступлением в брак.
    Не начислялись взносы на профессиональное пенсионное страхование (нарушен п.2 ст.7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее - Закон № 322-З) на:
    выплаты, начисленные за часы по предметам среднего специального образования в период, который входит в профессиональный стаж;
    выплаты за компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы;
    выплаты за надбавку за квалификационную категорию и замену работника;
    материальную помощь, выплачиваемую к юбилейным датам, профессиональным праздникам;
    неверно определены непрерывные периоды работы, которые входят в профессиональный стаж.
   
    Излишне начислялись взносы на профессиональное пенсионное страхование (нарушен п. 2 ст. 7 Закона № 322-З) на:
    суммы, начисленные в пользу операторов машинного доения, не выполняющих нормы обслуживания;
    суммы выплат за дни, в течение которых фактическая занятость работников в особых условиях труда составляла менее 80% рабочего времени;
    суммы выплат, произведенных в период, в котором работники не были заняты работой в особых условиях труда (работы по ремонту сельскохозяйственной техники в период напряженных полевых работ, переведен на профессию, не подлежащую ППС);
    суммы, причитающиеся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем, не связанным с работой в особых условиях труда;
    суммы выплат за периоды нахождения работника на повышении квалификации;
   
    2. Нарушения при проверке обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление
   . Имели место случаи назначения пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, выданным и оформленным с нарушением требований Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 июля 2002 г. № 52/97 (далее - Положение № 52/97):
    по необоснованно выданным листкам нетрудоспособности назначалось пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом работающей бабушке в период когда неработающая мать ребенка-инвалида получала пособие, как лицо осуществляющее уход за этим же ребенком-инвалидом (нарушен п.52 Положения № 52/97):
    листок нетрудоспособности по беременности и родам выдан и принят к оплате единовременно на 128 календарных дней, а следовало на 126 календарных дней (нарушен п.60 Положения № 52/97).
    При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (далее - пособие) наиболее часто встречались следующие нарушения норм Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):
    пособие назначено по день установления инвалидности включительно, а следовало - до дня установления инвалидности (нарушен п. 10 Положения № 569);
    пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием, более чем на 60 календарных дней непрерывно (нарушен п. 11 Положения № 569);
    работнику, не имеющему льготы для исчисления пособия, пособие назначено в размере 100 % среднедневного заработка за первые 12 календарных дней нетрудоспособности, а следовало - в размере 80 % (нарушен п. 16 Положения № 569);
    пособие назначено в размере 80 % за первые 14 календарных дней нетрудоспособности, а следовало - за первые 12 дней (нарушен п. 16 Положения № 569);
    пособие, рассчитанное из тарифной ставки, назначено в размере меньшем минимального (нарушен п. 16 Положения № 569);
    пособие в связи с уходом за больным членом семьи работнику, являющемуся молодым специалистом, обязательные страховые взносы на социальное страхование за которого уплачены менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, исчислено исходя из фактического заработка, а необходимо - в минимальном размере (нарушен п. 17 Положения № 569);
    пособие исчислено исходя из фактического заработка, а необходимо в минимальном размере (обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия) (нарушен п. 17 Положения № 569);
    пособие лицам, осуществляющим уход за больным ребенком в возрасте до 14 лет при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, назначено в размере 80%, а следовало - в размере 100 % (нарушен п. 18 Положения № 569);
    гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющим льготу для исчисления пособия, пособия назначены в размере 80 % за первые 12 календарных дней, а следовало - в размере 100 % (нарушен подп. 18.2 п. 18 Положения № 569);
    неверно определен размер пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения режима, предписанного врачом (нарушен п. 19 Положения № 569);
    неверно определен размер пособия в связи с травмой, причиной которой явилось потребление алкоголя (нарушен подп. 19.1 п. 19 Положения № 569);
    неверно определен среднедневной заработок для определения среднедневного размера пособия, при отработке не всех дней по графику работы премия учитывалась не пропорционально отработанному времени, а в полном размере (нарушен п. 21 Положения № 569);
    неверно определено число отработанных календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок (не исключены периоды трудового отпуска, временной нетрудоспособности) (нарушен п.22 Положения № 569);
    при исчислении пособия исходя из тарифной ставки применялся размер среднедневного заработка, определенного на дату начала случая нетрудоспособности, а следовало среднедневной заработок определять для каждого месяца, в котором имели место временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам (нарушен п.23 Положения № 569);
    при отработке менее 30 календарных дней в расчетном периоде не верно определен среднедневной заработок для исчисления пособия, надо из тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений) работника, установленной(ого) на день возникновения права на пособия, а был определен - из заработной платы (нарушен п. 23 Положения № 569);
    в заработок для исчисления пособий включались выплаты, носящие единовременный характер, доплаты за работу по совместительству (нарушен п.24 Положения № 569).
   
    При проверке правильности назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, наиболее часто встречались следующие нарушения норм Закона Республики Беларусь № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29.12.2012 (далее – Закон № 7-З):
    неверно определены размеры пособий на рождение ребенка, и женщинам, ставшим на учёт до 12-недельного срока беременности, размер назначаемых и выплачиваемых пособий определялся на дату предоставления документов, а не на дату рождения ребенка (нарушены ст.10,11 Закон № 7-З);
    пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (далее - пособие по уходу до 3 лет) назначено до дня достижения ребенком возраста 3-х лет, а следовало - по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно (нарушена ст.13 Закона № 7-З);
    в связи с тем, что женщина (мать ребенка) прервала отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и вышла на работу на условиях полного рабочего времени пособие продолжалось выплачиваться в полной сумме, а следовало в размере 50% с месяца следующего за месяцем выхода на работу (нарушена ст.13 Закона № 7-З);
    пособия по уходу до 3 лет на первого ребёнка выплачивались в размерах, установленных как на второго и последующих детей (нарушена ст. 13 Закона № 7-З);
   
    При проверке правильности назначения и выплаты ежемесячных пособий семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (далее - пособие семьям) установлены следующие нарушения Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 (далее - Указ № 572):
    при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не производились перерасчеты размеров пособий семьям, а выплачивались в прежнем размере (нарушен п. 1 Указа № 572);
    неверно определен день возникновения права на пособие семье (пособие назначено со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а следовало - со дня рождения младшего ребенка) (нарушен п. 2 Указа № 572);
    неверно определен период выплаты пособия семье (выплачивалось до дня достижения ребенком возраста 3-х лет, а следовало - на период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет по день достижения им возраста 3 лет включительно) (нарушен п. 2 Указа № 572).
    В нарушение п. 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле» неверно определен размер пособия на погребение (пособие выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за прошлый месяц относительно месяца наступления смерти, а следовало - в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти).
    При проверке правильности использования средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление допускаются нарушения:
    плата за путевку, приобретенную за счет средств государственного социального страхования, несвоевременно вносилась в кассу организации по месту работы получателя путевки и перечислялась в бюджет Фонда (нарушен п.16 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление , утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 (далее - Указ №542);
    неверно определен размер платы за путевку, а именно использованы данные Национального статистического комитета о размере начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь (далее - среднемесячная заработная плата работников) за прошлый месяц относительно месяца выдачи путевки, а следовало - в размере среднемесячной заработной платы работников за позапрошлый (нарушен п. 15 Положения № 542).
    3. Нарушения при проверке правильности заполнения и своевременности представления отчетности.
    Установлены расхождения между данными бухгалтерского учета и сведениями, указанными в ведомственной отчетности формы 4-Фонд (нарушен п. 9 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.11.2016 №144) (далее -Указания);
    не отражалась сумма частичной доплаты за выделенные работникам путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования, вносимая наличными в кассу плательщика (нарушен п.11 Указаний);
    неверно отражался день выплаты заработной платы, установленный коллективным договором, соглашением или трудовым договором (контрактом) (нарушен п.34 Указаний).
    4. Нарушения при проверке правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования.
    При представлении сведений о стаже работы застрахованных лиц по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», в нарушение п. 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учёта, утверждённой постановлением Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее – Инструкция о заполнении форм ДПУ), допускались расхождения дат в форме ПУ-2 с датами приёмов и увольнений в приказах.
    При проверке правильности и обоснованности представления сведений по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» наиболее часто встречались следующие нарушения:
    суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражались не по месяцам, за которые они начислены; суммы премий и индексаций отражаются не в месяце, в котором они начислены, суммы заработной платы, отраженные на лицевых счетах застрахованных лиц, не соответствуют суммам, указанным в расчетных листках (ведомостях) (нарушен п. 16 Инструкции о заполнении форм ДПУ );
    неверно отражены в разделе 2 формы ПУ-3 «дополнительные сведения о стаже» – вид деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» - включены дни социального отпуска без сохранения заработной платы, дни прогулов (нарушен п. 19 Инструкции о заполнении форм ДПУ);
    неверно отражены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет по коду вида деятельности «ДЕТИ» (нарушен п. 19 Инструкции о заполнении форм ДПУ);
    При проверке правильности и обоснованности представления сведений по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» выявлены следующие нарушения Инструкции о заполнении форм ДПУ:
    в разделе 1 «Сведениях о начислениях и взносах на профессиональное пенсионное страхование» формы ПУ-6 отражены выплаты, на которые по действующему законодательству не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование (выплаты за дни, в течение которых фактическая занятость работников в особых условиях труда составляла менее 80% рабочего времени) (нарушен п.28 Инструкции о заполнении форм ДПУ);
    в разделе 1 «Сведениях о начислениях и взносах на профессиональное пенсионное страхование» формы ПУ-6 отражены выплаты, на которые по действующему законодательству начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование (не включены суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные на компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы, материальную помощь, единовременную премию, надбавку за квалификационную категорию и замену работника) (нарушен п. 28 Инструкции о заполнении форм ДПУ);
    в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 неверно отражены периоды работы с особыми условиями труда, а именно в периоды профессионального стажа включены выходные дни, следовавшие за днем нетрудоспособности, включены дни социальных отпусков без сохранения заработной платы, периоды временной нетрудоспособности (нарушен п.30 Инструкции о заполнении форм ДПУ);
    в профессиональный стаж включены дни, в которых согласно табеля учета рабочего времени не было непосредственной занятости в течение полного рабочего дня ( в пределах его продолжительности, установленной законодательством) работой, связанной с профессионально-техническим образованием, и наоборот не все рабочие дни, когда занятость была, включены в профессиональный стаж (нарушен п.30 Инструкции о заполнении форм ДПУ);
    в профессиональный стаж не включен период отпуска, который следовал непосредственно за периодом (днем), в котором работник подлежал профессиональному пенсионному страхованию (нарушен п. 30 Инструкции о заполнении форм ДПУ).
   
   
    Стародорожский райотдел Миноблуправления Фонда



   10.02.2018

СТАРОДОРОЖСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ МОУ ФСЗН НАПОМИНАЕТ!

   

    Обязательные страховые взносы за 2017 год индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами должны быть уплачены не позднее 1 марта 2018 г.
    Минимальная сумма платежа (за 12 месяцев 2017 года) — 1113,00 рублей.
   
   
    Стародорожский райотдел Миноблуправления Фонда



   04.01.2018

СВОЕВРЕМЕННАЯ И ПОЛНАЯ УПЛАТА ПЛАТЕЖЕЙ В ФОНД -
ГАРАНТ ВАШЕГО БУДУЩЕГО И ВАШИХ БЛИЗКИХ

   

    Действующая в Республике Беларусь система государственного социального страхования основана на общепринятых в мировой практике принципах всеобщности, обязательности, гарантированности и независимости от форм собственности.
    Эффективность и надежность функционирования системы обязательного социального страхования, поддержание достаточного уровня ее финансирования, формирование доходной части бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - Фонд) имеет основополагающее значение для реализации социально-экономической политики государства, так как средства государственного социального страхования направляются на решение трудовых и социально-экономических задач.
    Средства Фонда сопровождают человека, начиная еще до его рождения, когда мать получает пособие по беременности и родам, и даже после его смерти, когда родственникам умершего выплачивают пособие на погребение. В связи с этим имеет большое значение соблюдение полноты и своевременности уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей (далее - обязательные страховые взносы) в бюджет Фонда.
    Обязательные страховые взносы включают взносы на пенсионное и социальное страхование (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь").
    Пенсионное страхование - это страхование на случай достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Право на получение пенсий имеют лица, за которых уплачивались взносы на пенсионное страхование. С 1 января 2017 года право на трудовую пенсию по возрасту, за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 16 лет и далее ежегодно стаж работы с уплатой взносов в бюджет фонда будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет.
    При расчете трудовых пенсий в трудовой стаж засчитываются только те периоды работы (предпринимательской, творческой и иной деятельности), в течение которых производилась уплата страховых взносов в Фонд в соответствии с законодательством (ст. 51 Закона N 1596-XII). А в заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов, на которые согласно законодательству начислялись и из которых уплачивались страховые взносы в Фонд (ст. 58 Закона N 1596-XII).
    Социальное страхование - это страхование на случай:
    временной нетрудоспособности;
    беременности и родов;
    рождения ребенка;
    ухода за ребенком в возрасте до трех лет;
    предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
    смерти застрахованного или члена его семьи (ч. 2 п. 3 Закона N 138-XIII).
    Право на получение выплат социального характера из средств Фонда зависит также от уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование.
    В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок взносов в Фонд налагается административный штраф в размере от семи до тридцати базовых величин на должностное лицо, а на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя - в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов (ст. 11.54 КоАП).
    Следует обратить внимание, что ст. 11.54 КоАП не содержит нормы, согласно которой не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата плательщиком обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд по причине отсутствия на его счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных поручений на перечисление платежей в Фонд в полном объеме. Нарушение плательщиком сроков уплаты взносов в Фонд либо их уплата в неполном объеме независимо от причины (в том числе и при отсутствии на счетах плательщика денежных средств) образует состав административного нарушения.
   
   
   
    Стародорожский райотдел Миноблуправления Фонда



   25.11.2017

ЗАПОЛНЯЕМ ФОРМЫ ПУ-3 ЗА 2017 ГОД

   

    Индивидуальный (персонифицированный) учет введен в нашей стране с 1 января 2003 года, и вот уже 14 лет в I квартале каждого года должны представляться индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах по форме ПУ-3 (далее - форма ПУ-3).
    Форма ПУ-3 заполняется и представляется плательщиком страховых взносов на основании документов бухгалтерского учета и иных документов о начислении, уплате обязательных страховых взносов, периоде (периодах) занятости работников на работах, подлежащих включению в специальный стаж.
    Практически ежегодно, вносятся изменения в правила ее заполнения. Рассмотрим отдельные вопросы, касающиеся заполнения формы ПУ-3 за отчетный 2017 год.
   
    Пачки форм ПУ-3 за 2017 год должны быть представлены в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) не ранее сдачи отчета 4-фонд и пояснительной записки к ним, но не позднее 31 марта 2018 г. Формы ПУ-3 могут подаваться в электронном формате или в виде электронных документов. Порядок представления форм ПУ-3 зависит от среднесписочной численности работников организации:
    плательщики страховых взносов со среднесписочной численностью работников до 10 человек могут представлять документы персонифицированного учета (далее - ДПУ) в электронном формате с приложением документов на бумажном носителе, заверенных подписью и печатью плательщика, либо в виде электронного документа (по выбору плательщика);
    плательщики страховых взносов со среднесписочной численностью работников свыше 10 человек представляют ДПУ в виде электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью, которые должны соответствовать требованиям, установленным Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №15, 2/1665).
    Документы в электронном формате с оригиналом на бумажном носителе представляются непосредственно в орган ФСЗН, электронный документ передается в орган ФСЗН посредством корпоративного портала ФСЗН (http://www.portal.ssf.gov.by).
    Плательщики страховых взносов, имеющие недоимку, обязаны представлять формы ПУ-3 непосредственно в орган ФСЗН.
    При приеме пачек форм ПУ-3 от организации проверяется соответствие:
    - требованиям к формату, утверждаемым в соответствии с законодательством;
    - сумм, указанных в пояснительной записке к пачкам с формами ПУ-3, суммам, отраженным в отчете 4-фонд. Сумма уплаченных страховых взносов, указанная в формах ПУ-3, не может превышать сумму начисленных страховых взносов, указанных в формах ПУ-3.
    Если эти требования не выполняются, формы ПУ-3 возвращаются организации для исправления и представляются в течение 14 рабочих дней со дня их приема.
    Перед сдачей форм ПУ-3 за отчетный период следует убедиться, что поданы формы ПУ-2 "Сведения о приеме и увольнении" на всех работников, которые были приняты либо уволены в течение 2017 года. Сведения о застрахованном лице, указанные в форме ПУ-3, должны соответствовать сведениям, содержащимся в его индивидуальном лицевом счете. Расхождение этих данных может стать одной из причин отклонения органами ФСЗН представленной формы ПУ-3. Период осуществления выплат работнику, содержащийся в форме ПУ-3, должен соответствовать периоду работы этого лица у данного нанимателя. Необходимо также проверить наличие у каждого вновь принятого работника свидетельства социального страхования.
    Кроме того, важно, чтобы по работникам, у которых изменились анкетные данные (например, поменялась фамилия), на лицевой счет были внесены изменения (посредством представления формы ПУ-1 (тип формы - изменение анкетных данных).
    Форма ПУ-3 заполняется по всем работникам, выполнявшим работу по трудовым договорам (код категории застрахованного лица «01»), либо работавшим на основе гражданско-правовых договоров (код категории застрахованного лица «03»).
    По одному застрахованному лицу за один отчетный период с одним кодом категории застрахованного лица (кроме кода категории застрахованного лица «03») может быть заполнена только одна форма ПУ-3.
    В случае исправления ошибок необходимо учитывать, что в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь на основании Указа Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 N 450 "О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь" (далее - деноминация) в соответствии с Инструкцией по заполнению ДПУ в разделе 1 "Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносах" индивидуальных сведений по форме ПУ-3 суммы указываются для отчетных периодов:
    с 01.01.2003 по 30.06.2016 - в денежных единицах образца 2000 года;
    начиная с 01.07.2016 - в денежных единицах образца 2009 года.
    В формах ПУ-3, которые заполняются по трудовым договорам, в том числе на государственного служащего, нули указываются только в тех месяцах, в которых действует трудовой договор, а начислений нет. Строки по месяцам, выходящим за период действия трудового договора, вообще не заполняются.
    В разделе 2 формы ПУ-3 указывают дополнительные сведения о стаже, в том числе период, за который уплачены страховые взносы. Он обозначается видом деятельности (код) "ВЗНОСЫВРЕМ".
    Этот код применяется только для индивидуальных сведений лиц, работающих на основе трудовых договоров (код застрахованного лица 01), гражданско-правовых договоров (код застрахованного лица 03), для данных по государственным служащим (код застрахованного лица 07) и физическим лицам, являющимся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющим функции его руководителя (код застрахованного лица 30).
    Если в отчетном периоде нет перерывов в оплате за работника страховых взносов, то этот период в разделе 2 формы ПУ-3 можно указать под кодом "ВЗНОСЫВРЕМ" одной строкой. Если имеются периоды неуплаты, например, прогул без уважительных причин или отпуск без сохранения заработной платы, то период уплаты взносов отражается несколькими строками. Дополнительные сведения о стаже с видом деятельности "ПОСОБИЕ" заполняются для месяцев, в которых суммы пособий по временной нетрудоспособности больше нуля. В течении отчетного года, а также одного месяца, может быть несколько строк с периодами по виду деятельности "ПОСОБИЕ", которые не должны пересекаться между собой.
    Если в отчетном периоде есть период уплаты страховых взносов в месяце, в котором начислена только премия (материальная помощь, оплата методической литературы), то в дополнительных сведениях о стаже за данный месяц указывается вид деятельности "ПРЕМИЯ".
    За непредставление документов персонифицированного учета (в т.ч. форм ПУ-3) в установленные сроки или представление их с заведомо недостоверными сведениями предусмотрена административная ответственность: предупреждение или штраф в размере от 4 до 20 базовых величин на должностное (или иное уполномоченное) лицо (ст. 23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
   
   
    Елена Половченя,
    заместитель начальника Стародорожского районного отдела Миноблуправления ФСЗН.


   15.07.2017

О регрессных исках предъявляемых Фондом социальной защиты населения

   

    Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на выплату трудовых пенсий, пенсии по возрасту, инвалидности, выплату профессиональных пенсий, выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение) и т.д.
    - В каких случаях выплаченные суммы пособий по временной нетрудоспособности и пенсий возмещаются органам Фонда?
    - Если установлено юридическое (физическое лицо), являющееся причинителем вреда или ответственным за причиненный вред, суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а так же по случаю потери кормильца вследствие указанных причин, возмещаются Фонду социальной защиты населения виновным лицом.
    - Кто предоставляет сведения в Фонд?
    - В первую очередь организации, учреждения, индивидуальные предприниматели, где трудятся потерпевшие, а так же управления по труду, занятости и социальной защите. Комиссия по назначению пособий, созданная руководителем, при назначении пособия по временной нетрудоспособности (при указании в листке бытовая травма) должна потребовать от своего работника объяснительную – при каких обстоятельствах он пострадал, из-за чего ему пришлось уйти на больничный.
    Есть ли сроки подачи справки?
    - Да. Её необходимо предоставить в течение трех рабочих дней после выплаты пособия (пенсии). В случае нарушения сроков предусмотрена административная ответственность по ст. 23.16 КоАП РБ. Это может быть предупреждение либо штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.
    Как взыскиваются денежные средства с виновных лиц?
    - К примеру, человек пострадал в ДТП, и представил своему работодателю больничный листок и объяснительную о причине травмы. Организация запрашивает сведения из РОВД об установлении виновного в причинении вреда здоровью их работнику. А уже после выплаты пособия предоставляет справку о выплаченных суммах в территориальный орган Фонда. Затем Фонд уведомляет виновного письмом, что ему необходимо возместить сумму пенсии или пособия, выплаченную пострадавшему в добровольном порядке. В случае отказа или неуплаты, право обратного требования (регресса) реализуется органами Фонда в судебном порядке.
    - Какими органами осуществляется контроль возмещения сумм пособий и пенсий в Фонд социальной защиты населения?
    - Контроль возмещения сумм пособий и пенсий в Фонд социальной защиты населения осуществляется органами Фонда социальной защиты населения и прокуратурой.
    Например: Организацией не предоставлена справка о выплаченных суммах пособий по временной нетрудоспособности для предъявления обратного требования (регресса) к причинителю вреда в райотдел Фонда. Прокуратурой в результате проведенных проверочных мероприятий устанавливаются случаи причиненного Фонду вреда, и материалы направляются в суд о взыскании с установленных виновных лиц сумм выплаченных пособий и пенсий в пользу Фонда социальной защиты населения.