свежие новости
О вступлении в силу технического регламента «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (TP ЕАЭС 040/2016)

          5.08.2017

    Решением Совета ЕЭК от 18.10.2016 №162 принят технический регламент «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (TP ЕАЭС 040/2016). Регламент вступает в силу с 1 сентября 2017 года.
    Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции.
    Техрегламент ЕАЭС оценивается, как большой шаг вперед, который повлияет на качество рыбных продуктов. У потребителей появляется возможность узнать не только, кто расфасовал рыбу, но и отследить всю цепочку вплоть до вылова. Требования технического регламента детально описывают все, начиная от вылова, условий переработки, в том числе на рыболовецких судах, хранения, перевозки, реализации.
    TP ЕАЭС 040/2016 создан не только для того, чтобы защитить жизнь и здоровье потребителей от опасной продукции, но и оградить от фальсификата. И покупать, например, вместо настоящей икры ее аналоги люди будут "с открытыми глазами", не заблуждаясь. Красная и черная икра из заменителей, то есть не от лососевых или осетровых рыб, теперь будет называться "аналог икры" или - "имитированная пищевая рыбная продукция". Такое требование к маркировке впервые прописано в техническом регламенте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) "О безопасности рыбы и рыбной продукции".
    Это касается и других товаров, многим из которых теперь просто закроют путь на легальный прилавок, если собственник не сможет доказать происхождение продукции, он должен будет сам изъять ее и уничтожить. Много новшеств связано с маркировкой и упаковкой рыбы и рыбной продукции. На этикетках будет исчерпывающая информация о товаре. Указывать изготовители должны не только вид продукции, к примеру, "рыбный кулинарный полуфабрикат" или "рыбные консервы", но и зоологическое название рыбы. Например, "палтус черный гренландский". А также способы разделки и обработки: "филе трески", "спинка минтая", "тушка сельди", "пастеризованная", "маринованная", "восстановленная". Для непеработанной пищевой рыбной продукции, принадлежность к району вылова отныне тоже должна красоваться на этикетках - техрегламент предусматривает, рыба должна ловиться только в безопасных районах добычи.
    Зоологические наименования рыб помогут в борьбе с фальсификатами. Например, все скорпеновые (около 28 видов) при продаже пока именуются общими словами "морской окунь", но скоро на прилавках будет представлена вся палитра. Например, Желтый окунь, Восточный, Ореховый. Их ловят в районе Дальнего Востока. От берегов Калифорнии может "прибыть" окунь Бокачио, Канареечный, Киноварный, Оливковый или Белобрюхий. В Атлантическом океане ловится Капский и Глазчатый. Есть морские окуни северной части Атлантического океана - Малый, Американский, Золотистый.
    Одно из требований регламента - данные о доле глазури (льда) в мороженой рыбе и морепродуктах. В погоне за рублем многие производители так намораживали рыбу или креветки, что покупатель не мог понять: за что платит - за рыбу или за лед? Теперь масса рыбы будет указываться на упаковке отдельно от массы глазури. И все цифры - в процентах. В частности, при производстве мороженой рыбной продукции масса глазури не должна превышать 5 процентов, из разделанных или очищенных креветок, омаров, лангустов и других ракообразных - 7 процентов. Неразделанных ракообразных допускается заковать в 14 процентов льда.
    Производители обязаны информировать любителей рыбного меню о наличии в пищевой рыбной продукции компонентов, полученных с применением ГМО. Впервые установлены нормы допустимого содержания влаги в мышечной ткани промысловых рыб. Например, для лосося атлантического (семги) актуально допустимое содержание влаги не более 72 процентов, а для трески тихоокеанской - не более 83. Все это поможет донести до граждан наиболее достоверную информацию о рыбе и рыбном продукте.
    Многие малые предприниматели взращивают сегодня форель и лосося, карпов и мидий в искусственных водоемах. Важно при этом не злоупотреблять стимуляторами роста, гормональными, антимикробными препаратами. Требования к максимально допустимому уровню содержания в рыбе их остатков прописаны очень подробно. Технический регламент запрещает и применение фосфатов при производстве рыбопродукции для детского питания. Сделан акцент и на защите от паразитов и их личинок в живой, свежей, охлажденной и подмороженной рыбе. Впервые в рыбном техрегламенте появились показатели безопасности к водорослям, водным растениям морским сушеным, джемам из морской капусты, пресервам с добавлением растительных масел, заливок, соусов, с гарнирами и без. Действие техрегламента ЕАЭС "О безопасности рыбы и рыбной продукции", не распространяется на биодобавки и пищевые добавки на основе рыбы, водных животных, растений, водорослей. Неприменим документ и к продукции из земноводных и пресмыкающихся - черепах, змей, лягушек, жаб, крокодилов. Непищевая рыбная продукция (на кормовые цели, для косметики) тоже выведена из- под действия техрегламента.
    Какие же документы потребуется оформлять производителям и предпринимателям после вступления нового технического регламента?
   
    TP ЕАЭС 040/2016 предусматривает оценку соответствия в следующих формах:
    а) подтверждение соответствия (декларирование) пищевой рыбной продукции, за исключением пищевой рыбной продукции для детского питания, пищевой рыбной продукции нового вида, непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения (в том числе живой рыбы и живых водных беспозвоночных);
    б) государственная регистрация пищевой рыбной продукции нового вида и пищевой рыбной продукции для детского питания, за исключением непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, предназначенной для детского питания, в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011); в) ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, живой рыбы и живых водных беспозвоночных.
    Так же производителям пищевой рыбной продукции придется адаптироваться к новым условиям. Производителям рыбной продукции необходимо разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points).
   
    По вопросам подтверждения соответствия пищевой рыбной продукции и внедрению процедур, основанных на принципах НАССР, можно обращаться в отдел сертификации РУП «Слуцкий ЦСМС», тел. 4-57-71, тел/факс 5-86-59, тел. мобильный 8(029)1014668, e-mail: slutsksert@yandex.ru.
   
    Ведущий специалист отдела сертификации Роман Валентинович Жданов.
   



   
   
Добровольная сертификация услуг парикмахерских

          5.07.2017

    Больше года прошло с тех пор. как в Республике Беларусь была отменена обязательная сертификация многих видов услуг. Рассмотрим плюсы и минусы сложившейся ситуации, как оставаться конкурентоспособными и не терять доверие потребителей на примере таких популярных услуг, как парикмахерские.
    С 1 января 2016 г. обязательная сертификация парикмахерских услуг перешла в разряд добровольной. Это значит, что любой вновь образованный объект оказания парикмахерских услуг вправе оказывать их как без сертификата соответствия, так и получив его в добровольном порядке.
    Сертификаты соответствия, выданные до указанного выше срока, действуют при условии выполнения обязательств, определенных в соглашении по сертификации, которое заключается между органом по сертификации и организацией, получившей сертификат соответствия. Одним из обязательств органа по сертификации является проведение периодического инспекционного контроля с целью подтверждения соответствия объекта категории, присвоенной при сертификации, соблюдения им требований безопасности при оказании услуг и др.
    В случае если организация желает отказаться от сертификата соответствия, ей необходимо предоставить сертификат соответствия в орган по сертификации, где на бланках сертификата соответствия и приложений к нему делается отметка об отмене, после чего сертификат возвращается организации.
    Прошедший период времени, пусть и недостаточно продолжительный, позволяет дать первые оценки работы рынка парикмахерских услуг в новых условиях. Каковы они?
    Мнения владельцев парикмахерских и салонов красоты по этому вопросу разделились. Одни считают, что сертификация необходима, так как дает возможность подтвердить безопасность и качество оказываемых услуг, что является большим плюсом для их имиджа и развития. Другие полагают, что можно обойтись и без сертификата.
    Тем не менее подчеркнем, что право работать с сертификатом или без - это право выбора организации. Дополнительно отметим, что обязательная сертификация парикмахерских предусматривала присвоение объектам той или иной категории. Теперь, при условии оказания услуг без сертификата, категория объекта остается неподтвержденной. В такой ситуации возрастает риск получения клиентом небезопасной, некачественной услуги и недостаточно высокого уровня обслуживания. Примеры недобросовестной конкуренции, когда объект, представленный в информационном источнике как салон, на поверку оказался обычным кабинетом, к сожалению, есть.
    А какова разница требований к салону и кабинету? Кабинет отличается от салона целым рядом требований, в том числе к персоналу, оказываемым услугам, составу производственных помещений и т. д.
    В частности, персонал салона должен иметь определенную квалификацию, например: не менее 60 % парикмахеров должны иметь 5-й или 6-й разряд; не менее 50 % косметиков должны быть 5-го разряда.
    К квалификации персонала кабинета такие требования не устанавливаются. Здесь работники могут иметь как минимальный, так и максимально возможный разряд.
   
    В салоне обязательно должны использоваться профессиональные линии парфюмерно-косметической продукции, проводиться консультации потребителей по подбору парфюмерии и косметики в рамках оказываемых организацией услуг.
    Что касается требований к составу производственных помещений, то в салоне обязательно наличие зоны ожидания и гардероба для верхней одежды потребителей. Также интерьер всех помещений салона должен быть выдержан в едином дизайнерском стиле. Для кабинета наличие гардероба необязательно, достаточно установить вешалку в зале обслуживания.
    Какие же преимущества дает добровольная сертификация? Скажем, что добровольная сертификация в сфере услуг успешно применяется во многих странах. Такая форма является единственным независимым и достоверным способом подтверждения соответствия оказываемых услуг установленным требованиям, стимулирует компании к здоровой конкуренции, желанию выделиться на фоне партнеров по бизнесу, выполнять работы на высоком уровне. Как следствие, возрастает культура потребления, что побуждает потребителей приобретать услуги, безопасность и качество которых подтверждено.
    Сертификация парикмахерских услуг в Республике Беларусь проводится на соответствие требованиям СТБ 1266-2016 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические требования» в стандарте определены требования к различным категориям объектов оказания этих услуг. При присвоении категории объекту оказания услуг экспертами-аудиторами оценивается не только внешний вид и интерьер помещения, а также принимается во внимание количество оказываемых услуг, профессиональная подготовка персонала (процентный состав персонала с высоким разрядом в салоне существенно отличается от процентного состава персонала парикмахерской), использование профессиональных линий косметической продукции, проводится выборочная проверка результата услуги.
    Провести сертификационную проверку (а впоследствии инспекционный контроль) имеют право только эксперты-аудиторы, аттестованные в установленном порядке и имеющие сертификаты компетентности в конкретной области.
    С 1 апреля 2016 года был обновлен СТБ 1266-2016 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические требования». Какие ключевые отличия? Принципиальные отличия от предыдущей редакции касаются классификации парикмахерских услуг по технологическому принципу: внесены изменения в наименования оказываемых парикмахерских услуг, категорий объектов, оказывающих парикмахерские услуги; конкретизировано количество видов оказываемых услуг для каждой категории исполнителя парикмахерских услуг.
    Кроме того, существенные изменения претерпел перечень парикмахерских услуг, классифицированных по технологическому принципу - он стал более полным и учитывает новые тенденции и направления, а также современные технологии при оказании парикмахерских услуг.
    Внесены также изменения и дополнения в некоторые требования, предъявляемые к объектам оказания парикмахерских услуг различных категорий (периодичность повышения квалификации персонала, участие его в конкурсах и фестивалях парикмахерского искусства, требования к наличию технологической документации на каждый вид оказываемых услуг, использование профессиональных линий парфюмерно-косметической продукции в технологических процессах оказания услуг).
    В перечень оказываемых услуг в новой редакции стандарта внесены некоторые спа-услуги (спа-маникюр, спа-педикюр, косметический спа-уход и др.) в соответствии с СТБ 2412-2015 «Услуги бытовые. Спа-услуги. Термины и определения», требования к которым определены в СТБ 2438-2016 «Услуги бытовые. Спа-услуги. Общие требования».
    Можно ли говорить о том, что наличие сертификата - это гарантия качества и шаг навстречу клиентам? Конечно! Потребители услуг отличаются друг от друга своими предпочтениями и потребностями, мотивацией поведения, социальным статусом. Это означает, что они по-разному принимают решение о посещении той или иной парикмахерской или салона, приобретении тех или иных парикмахерских услуг. Но всех их объединяет одно: желание получить безопасную и качественную услугу.
    В свою очередь, оказать ее может только квалифицированный персонал, имеющий образование, соответствующее выполняемой работе. Не секрет, что непрофессионализм мастера может обернуться не только испорченной прической, но и- навредить здоровью. К тому же не стоит забывать, что потребительский рынок непрерывно меняется, диктует новые условия. Поэтому объекты оказания услуг должны быть вовлечены в постоянный процесс совершенствования своих предложений в зависимости от происходящих изменений.
    Качество обслуживания является одним из факторов, определяющих степень удовлетворенности потребителя. Наличие сертификата соответствия как раз и указывает потенциальным клиентам на то, что услуги оказываются должным образом. При этом документальное подтверждение безопасности и качества услуг - это способ вызвать доверие у потребителей и, как следствие, сделать свой бизнес более успешным и прибыльным.
   
    Получить необходимую информацию по подтверждению соответствия услуг и приобрести государственный стандарт СТБ 1266-2016 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические требования» можно в РУП «Слуцкий центр стандартизации, метрологии и сертификации» по адресу: 223610, Минская обл., г. Слуцк, ул. Молодежная, 6, тел. 8 (01795) 4-64-71.
   
   



   
   
Председатель Госстандарта Виктор Назаренко — о правилах конкуренции, защите рынка и технологиях качества

          3.06.2017

    Как выиграть в мировой конкуренции? Сделать продукцию более качественной и востребованной? Как защитить свой рынок от проникновения опасных и сомнительных товаров? Почему у нас в стране некоторые директора не очень любят использовать стандарты в повседневной жизни? И чем грозит нашим производителям переход на новую версию ИСО-9001? Об этих насущных, актуальных и непростых проблемах рассказал председатель Государственного комитета по стандартизации Виктор Назаренко.
   
    Кто сегодня на коне
    — Виктор Владимирович, некогда наша продукция котировалась, славилась надежностью, расходилась по всему Советскому Союзу. Знали ее и в дальнем зарубежье. Сегодня некоторые предприятия сколько ни стараются, никак не могут выйти на приличный конкурентный уровень и теряют рынки сбыта. Что же произошло?
   
    — Не соглашусь с вами, наши товары имеют признание и сегодня. Просто у каждого предприятия свой путь развития и свой пласт проблем. Но, на мой взгляд, существует и общая недоработка: многие не могут приспособиться к новым реалиям жизни и требованиям рынка.
    Позволю сделать небольшое отступление. Многие с ностальгией вспоминают знаменитое качество советских товаров. Они могли проигрывать импортным по дизайну, функциональности, другим параметрам, но были востребованы на нашем общем рынке. Да, это был результат советской системы стандартизации. В советские ГОСТы закладывались все параметры, которым должна была соответствовать продукция: начиная от ее безопасности и заканчивая качественными характеристиками. Они также включали такие требования к испытаниям и контролю качества. Причем стандарты эти были обязательны к выполнению в полном объеме.
    На первый взгляд, замечательный подход. Но в этой системе было немало и минусов. Она оказалась неповоротливой в конкурентной среде, инертной к инновациям и требовала колоссальных затрат государства на поддержание такого механизма. В новейшей истории постсоветские страны пошли по пути международной практики: государство контролирует безопасность продукции — разрабатывает и вводит обязательные требования, например, в виде техрегламентов, соответствующую законодательную базу и контролирует выполнение этих требований. А вот непосредственно качество, а здесь нужно понимать и потребительские характеристики товара, стало заботой производителя. Если подтверждаешь безопасность продукции — получаешь доступ на рынок, а дальше — конкурируй. Если у товара низкие потребительские свойства, да и с ценой проблемы — он будет неконкурентоспособен. Но эта сфера ушла из-под эгиды государства и стала полностью уделом конкретных компаний. Некоторые предприятия смогли перестроиться под новые реалии, работать над качеством и создавать конкурентоспособную продукцию: «Савушкин продукт», «Бабушкина крынка», «Мілавiца», «Конте Спа», БМЗ, «Атлант», «Полимир», «АДАНИ»…
   
    — Вы перечислили наших заслуженных экспортеров…
    — Совершенно верно. Эти производители сильны не только в технологиях производства, но и обладают современными испытательными комплексами, компетентным персоналом, эффективной системой менеджмента, которая идет в ногу с международными стандартами и подходами. Эти компании участвуют в разработке новых стандартов, зачастую их сами финансируя, а также в обсуждении требований техрегламентов. Они не жалеют сил и времени на участие в этих процессах, понимая, что лучше быть в числе тех, кто устанавливает правила игры на рынке. Именно поэтому они сегодня и на коне.
    Второй пласт производителей бросился в модернизацию, не перестраивая при этом остальные процессы, в первую очередь управленческие. За счет нового технического уровня они могут продвинуться вперед, но нужен и новый подход в системной работе над качеством… Увы, у многих предприятий его пока нет. Поэтому они могут конкурировать с иностранными компаниями, но только при определенных условиях. Как только на рынке появляются нестандартные факторы, у этих производителей несовершенство менеджмента нивелирует преимущество технологий.
    К сожалению, есть еще большой пласт предприятий, работающих по принципу «выпускаем ту продукцию, которая получается». И считают: она не очень хороша, но зато дешевая, соответствует своей цене. При этом стремятся снижать себестоимость не только за счет непроизводительных затрат, но и за счет снижения требований к сырью и комплектующим, отказа от каких-то технологических операций. Затраты сокращаются, но, увы, за счет качества.
    — Но можно ли такой путь назвать совсем бесперспективным?! А как же опыт Юго-Восточной Азии: товары из этого региона продаются по всему миру именно из-за дешевизны.
    — Повторить сейчас успешный азиатский опыт уже невозможно. Слишком большой выбор товара на рынке, да и потребитель пошел грамотный. Объективно же у нас сделать вещь дешевле не получается. Да, получается несколько лучше по качеству, но значительно дороже, чем у конкурентов. В результате даже на наших полках лежит широчайший ассортимент азиатского ширпотреба, и наши производители его пододвинуть не могут. Поэтому эта стратегия для нашей страны однозначно не подходит. Остается только серьезно подходить к качеству, чтобы за свою продукцию выставлять достойную, но конкурентную цену. В отдельных отраслях это сделать получается.
   
    Правила внешнего торга
    — Как потребителю, мне все чаще на нашем рынке встречаются российские товары…
    — Один из основных-то принципов ЕАЭС и есть создание общего рынка товаров. Положительный эффект есть. Но появился и ряд системных проблем. В частности, кратно увеличился поток контрафактной и небезопасной продукции в Беларусь. Этот вопрос требует принципиального решения на уровне союза. В значительной степени такая ситуация связана с формированием на территории ЕАЭС целой сети органов по сертификации, «поставивших на поток» выдачу сертификатов и регистрацию деклараций о соответствии без наличия на то каких-либо оснований. К этому процессу подключилась такая же сеть уполномоченных зарубежными изготовителями лиц, которые иногда представляют интересы десятков компаний! Имея в своем распоряжении стол, компьютер и два стула, они «выступают гарантом» безопасности продукции всех этих изготовителей!
    Накопленные ресурсы позволяют этим структурам решать вопросы в выгодную для себя сторону практически на любом уровне. И механизмы их работы становятся все более изощренными.
    Возможно, они пролоббировали свои интересы и в ситуации с непризнанием документов об оценке соответствия других государств ЕАЭС при таможенном оформлении товаров, которая возникла в этом году. По факту получилось, что всех субъектов хозяйствования, и в первую очередь импортеров, принудили работать с органами по сертификации одной страны, что противоречит зконодательству союза.
   
    — Но как защитить своего производителя и потребителя от небезопасных товаров?
    — В нашей сфере в основном используются два механизма защиты рынка. Первый — это оценка соответствия товаров требованиям безопасности. К сожалению, из-за наплыва необоснованно выданных документов о соответствии доверие к сертификату значительно снизилось. Многие документы наших партнеров стопроцентной гарантии не дают.
    Второй уровень защиты — надзорные мероприятия. В стране действует Указ № 48, в котором прописана ответственность за поставку опасной продукции и необоснованную выдачу документов об оценке соответствия, протоколов испытаний. Он позволяет прекратить или приостановить действие на территории страны незаконно выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Более того, законодательно введена ответственность компаний за несоблюдение заявленных ими потребительских характеристик товара: это позволяет контролировать добросовестность конкуренции по качеству. Если продавец заявил, что у стиральной машины максимальные обороты в режиме стирки 1,5 тысячи или класс энергоэффективности холодильника А++, значит, товар должен соответствовать заявленным параметрам. Ответственность за нарушения достаточно серьезная: штрафы могут достигать в отношении индивидуального предпринимателя до 100 базовых величин, а юридического лица — до 300 базовых величин. Такими мерами удается наводить порядок на потребительском рынке. Ибо ситуация складывалась достаточно тревожная. Приведу немного статистики: в прошлом году мы отменили более 300 документов, выданных сертифицирующими органами наших коллег по ЕАЭС, на 239 наименований потребительских товаров, а также выдали запреты на ввоз 321 наименования небезопасной продукции. В этом году проверили свыше 700 наименований электротехнической продукции, и более 60 процентов из того, что проверили, не должно находиться в торговле по разным причинам. В дальнейшем будем только усиливать заслоны незаконной продукции. Самые проблемные товары — мебель, детские игрушки, электротехника, кабельная продукция, товары легкой промышленности, некоторые продукты питания.
   
    Стандарты для каждого
    — Эффективно выстроенный менеджмент — важнейшее звено в обеспечении востребованного конкретным рынком качества товара?
    — Системный менеджмент объясняет, как построить свою работу так, чтобы достигать поставленных целей. И стандартизация дает целый пласт информации по конкретным инструментам: как планировать затраты, изучать рынок, контролировать себестоимость и качество… Многие процессы подробно описаны: только читай и делай. Почему наши предприятия отстают от лидеров? В том числе из-за того, что их руководители не хотят заниматься выстраиванием у себя на предприятии эффективной системы управления. А ведь сейчас все страны переходят на новую версию стандарта систем менеджмента качества ИСО 9001. В отличие от предыдущей она не является столь расплывчато-философской, а требует от компании, претендующей на соответствие этому стандарту, перехода на новый рыночный уровень управления, приводящий к ощутимым результатам. Например, в короткие сроки предложить рынку инновационную продукцию, расширить географию поставок или снизить себестоимость, не теряя качество продукции. Госстандарт обращает внимание промышленников: в новый стандарт со старыми подходами не впишетесь. А ведь сегодня созданы все условия, чтобы выпускать достойную продукцию: написаны программы, приняты решения на государственном уровне, есть подсказки в виде стандартов. Другой вопрос, как все это выполняется и используется.
   
    — Возможно, пора вводить стандарты для руководителей? Не соответствуешь — ищи работу полегче.
    — В передовых странах считается нормой: руководитель обязательно должен владеть современными принципами и технологиями менеджмента качества, тогда есть уверенность, что он видит механизм функционирования предприятия и пути достижения его успешности. У нас принято много стандартов в области менеджмента качества. Самая главная проблема — многие их не хотят изучать и внедрять в практику. В прошлом году Правительство поручило Госстандарту разработать комплекс мер по внедрению эффективного системного менеджмента в организациях различных форм собственности.
    В результате появился комплексный документ, предусматривающий мероприятия на уровне страны по созданию условий для выпуска качественной и конкурентоспособной продукции и, с другой стороны, предлагающий предприятиям конкретные подходы и методики для достижения успеха. По каждому блоку перечислены конкретные подходы, методология, даны ссылки на соответствующие стандарты. Сделали так, чтобы каждый руководитель, формируя у себя в рамках бизнес-плана программу повышения качества, мог взять наш документ за основу, чтобы не упустить никаких деталей. Получилась настольная книга для высших менеджеров по качеству. Прошло полгода после утверждения этого документа.
    В четвертом квартале прошлого года собрали отчеты из министерств и исполкомов. Одни отписки: конкретные шаги по реализации на местах практически не встречаются. Поэтому роль руководителя в создании эффективной системы менеджмента и успеха предприятия, бесспорно, является определяющей. Хотя, надо отметить, весьма хорошо работа построена в отдельных концернах. Например, на предприятиях нефтехимии. Там работают системно и увязывают техническое перевооружение и модернизацию с разработкой новых конкурентоспособных продуктов, подготовкой персонала, отработкой новых рынков сбыта, проведением сертификации новых видов продукции, применением современных систем менеджмента. Многому можно поучиться у наших мощных экспортеров, таких как Белорусский металлургический завод и другие. В ближайшее время Госстандарт будет обострять вопрос по внедрению эффективного системного менеджмента. Ведь как получается на многих предприятиях: пишут программу по снижению дефектности. И «успешно» ее не выполняют из года в год. И не разбираются, почему нет результата. А руководители зачастую заняты разными другими текущими проблемами: модернизацией, наращиванием объемов производства… А к качеству относятся по остаточному принципу. Но при таком подходе у предприятия нет будущего.
    Качество — это не самоцель, а путь к достижению конкурентоспособности и успеха.
    Владимир ВОЛЧКОВ
   



   
   
О безопасности упаковки

          3.08.2016

    Упаковка прочно вошла в нашу жизнь. Ее предназначение — сохранять ломкое, или скоропортящиеся. Человек подсмотрел, как природа прячет хрупкое содержимое птичьего яйца, или ядро ореха. Для любого современного человека стало привычным покупать в магазинах бутылки, банки, коробки, пакеты. Стоимость современной тары составляет до 20% стоимости продукции. Человек использовал, использует и будет использовать самые различные упаковки, применяя их как утилитарные вещи, и превращая в предметы искусства, коллекционирования.
    Не смотря на то, что упаковка используется производителями в качестве маркетингового хода для удачной реализации продукции, они не должны забывать и о ее безопасности.
    Всем известно, что с 1 июля 2012 года действует технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упаковки», действие которого распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией.
    Но время идет, изменяются требования и условия. 21 ноября 2016 года официально опубликовано решение Совета Евразийской экономической комиссии № 96 «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011). Решение принято – 18 октября 2016 года.
   
    Документ предусматривает немаловажные изменения, касающиеся сферы действия технического регламента, оценки соответствия упаковочных материалов, маркировки и др. В частности:
    - отмечено, что действие техрегламента не распространяется на упаковку (укупорочные средства) для медицинских и фармацевтических изделий, лекарственных средств, табачной продукции и опасных грузов, а также на поддоны для перевозки грузов и грузовые контейнеры;
    - технический регламент дополнен терминами и определениями: «комбинированный материал», «сопроводительная документация», «срок хранения»;
    - приняты дополнительные требования к ручкам упаковки (должны быть прочно прикреплены и выдерживать установленную нагрузку);
    - откорректированы отдельные требования к свойствам упаковки (химическая стойкость, водостойкость и др.);
    - расширены требования к маркировке и месту ее нанесения (должна быть прочной, долговечной, стойкой к истиранию);
    - заменены схемы декларирования соответствия упаковки, предназначенной для упаковывания пищевой продукции, парфюмерно-косметических товаров, имеющих непосредственный контакт с упакованной продукцией, а также игрушек и других изделий детского ассортимента, имеющих контакт со ртом ребенка;
    - процедуры принятия декларации о соответствии дополнены осуществлением производственного контроля;
    - включено положение о том, что упаковка, бывшая в употреблении, не подлежит подтверждению соответствия;
    - установлены «Требования, предъявляемые к органолептическим показателям упаковки (укупорочных средств), контактирующей с пищевой продукцией, включая детское питание» и др.
   
    Изменения в технический регламент вступят в силу 21 мая 2017 года.
    Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности.
    Упаковка должна выпускаться в обращение на рынке государств-членов Евразийского экономического союза при ее соответствии Техническому регламенту ТР ТС 005/2011, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского экономического союза.
    По вопросам подтверждения соответствия упаковки можно обращаться в отдел сертификации РУП «Слуцкий ЦСМС», тел. 4-64-71, тел/факс 5-86-59, тел. мобильный 8(029)91014668, e-mail: slutsksert@yandex.ru
   
    Роман Валентинович Жданов,
    ведущий специалист отдела сертификации

   



   
   
Требования к маркировке продукции легкой промышленности.

          3.08.2016

   Если вы изготавливаете, ввозите или реализуете в Республике Беларусь продукцию, в том числе продукцию легкой промышленности, то вы являетесь субъектами технического нормирования и стандартизации, должны соблюдать действующее в Республике Беларусь законодательство в данной сфере, а также требования технических регламентов Таможенного союза. Учитывая, что в последнее время значительно увеличилось количество вопросов по доведению до потребителей информации о товаре и маркировке продукции легкой промышленности, следует иметь в виду, что обязательные требования в данной области установлены техническими регламентами Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (статья 9), TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» (статья 9) и Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (статья 7 «Информация о товарах (работах, услугах)»).
    В указанных технических регламентах Таможенного союза и Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей» указаны обязательные требования в части реквизитов маркировки. К обязательной информации относятся, например, наименование продукции, сведения об основных потребительских свойствах (для продукции легкой промышленности - состав сырья, символы по уходу, дата изготовления и др.)
    В то же время Законом «О защите прав потребителей» уточняются и дополняются отдельные реквизиты маркировки, а именно до потребителей в обязательном порядке должна быть дополнительно к TP ТС доведена следующая информация: - наименование (фирменное наименование), местонахождение изготовителя и, при наличии, импортера. Для сведения: согласно разъяснению Минторга Республики Беларусь под импортером (поставщиком) в Законе «О защите прав потребителей» понимается организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Республики Беларусь деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, в том числе организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по ввозу товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации на территории Республики Беларусь; - обозначение технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации (СТБ, ГОСТ, ТУ) (далее - ТНПА), устанавливающего требования к качеству товара, выпускаемого по такому ТНПА; - количество или комплектность товара; - штриховой идентификационный код в том случае, если это предусматривается законодательством (в частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь»).
    Следующий вопрос состоит, как правильно указывать те или иные реквизиты маркировки. В этом вам должны помочь государственные стандарты (СТБ, ГОСТ), которые согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» в общем случае применяются на добровольной основе, но реализуют положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в части предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о предлагаемом товаре. Например, в соответствии со статьей 9 TP ТС 017/2011 в маркировке продукции легкой промышленности должны быть указаны размеры изделия. Если в маркировке платья указан набор цифр «158-96-104», то это мало что говорит потребителю. Согласно международным требованиям, реализуемым в государственном стандарте ГОСТ ИСО 3737-2004 «Обозначение размеров одежды. Одежда верхняя для женщин и девочек», для обозначения размера одежды используют пиктограмму или, если это нецелесообразно, должны быть приведены числовые значения контрольных величин вместе с наименованиями, т.е. «рост 158, обхват груди 96, обхват бедер 104».
    По вопросу приведения символов по уходу рекомендуем обратиться к другому государственному стандарту СТБ ISO 3758-2011 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу», в котором также учтены международные требования. Приведенные в стандарте символы уже давно привычны и понятны потребителю. Следует обратить внимание, что стандарт предлагает символы располагать в определенном порядке: стирка, отбеливание, сушка, глажение и профессиональный уход за текстильным изделием, т.е. в том порядке, в каком осуществляется уход за изделием.
    При решении вопросов по маркировке воспользуйтесь и другими государственными стандартами, устанавливающими термины и определения, используемые в отраслях легкой промышленности (если речь идет о наименовании продукции), положения об указании состава сырья текстильной продукции или видов материалов, используемых, для изготовления обуви и др.
    И еще один вопрос, который касается маркировки продукции: каким образом ее наносить. Согласно TP ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» также не устанавливает требований к способам доведения информации для потребителей.
    Важен сам факт, что маркировка продукции является достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Но чтобы облегчить потребителям выбор изделия необходимо ознакомиться с основной информацией о данном изделии (наименование, изготовитель и др.). В этом случае целесообразно опять-таки изучить стандарты, которые уже давно сформировали привычные для потребителей способы маркировки. Например, согласно ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» для маркировки изделий используются товарный ярлык, лента с изображением товарного знака и контрольная лента.
    Тексты технических регламентов, ряда стандартов размещены на сайте Госстандарта: www.tnpa.by.
    Кроме того, ознакомиться и приобрести необходимые ТНПА можно в РУП «Слуцкий ЦСМС» (г.Слуцк, ул.Молодежная, 6, тел. 4 63 60).
    Консультативную помощь по данному вопросу вам окажут специалисты отдела сертификации, тел. 4 64 71, факс 58-6-59.
   
    Начальник отдела сертификации РУП «Слуцкий ЦСМС»
    Елена Ивановна Полуянова.

   



   
   
На заметку производителям и потребителям
И снова – бесплатный сыр?

          30.03.2016

   Чем чревато быстрое и «по выгодной цене» получение сертификата или регистрация декларации о соответствии
   
    Нередко в средствах массовой информации Российской Федерации появляются острые публикации по вопросам безопасности пищевой продукции, детских игрушек, парфюмерии, контрафактной продукции, поддельных либо ненадлежащим образом выданных документов о качестве и безопасности товара (сертификатов, деклараций).
    Так, в конце 2015 года (по сведениям интернет-источника www.yabloko.ru) в Санкт-Петербурге по инициативе Ленинградского областного отделения ассоциации «Антиконтрафакт» и НП «Центр по сертификации «Респект» состоялся пресс-тур по тематике контрафакта. Задачей тура было знакомство с одним из крупнейших в России центров по сертификации. Центр аккредитован на все виды испытаний продукции по 11 техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС). В том числе продукции машиностроения, автомобильной техники, лифтов, строительных материалов, мебели, а также пищевой продукции, детских игрушек, изделий легкой промышленности, парфюмерии и т.д. В ходе мероприятия выяснилось, что сертификаты и декларации соответствия на продукцию данного центра выдавались без установленных процедур и без испытаний образцов продукции на соответствие ТР ТС по простой причине – обнаружилось отсутствие собственно самих испытательных лабораторий и, разумеется, испытательного оборудования, квалифицированного персонала по всей номенклатуре продукции!
    Исправно печатался лишь «комплект документов»! А насколько качественна и, что самое главное, - безопасна продукция, оставалось неизвестным.
    По результатам проведенных мероприятий 31 декабря 2015 года Росаккредитация приняла решение о приостановлении «деятельности» данного центра по сертификации.
    А что же делать, субъектам хозяйствования, которые «попали» на такие «липовые документы», воспользовавшись услугами данной фирмы на свою продукцию? Ответ логичный и простой – обратиться в реально существующий (с юридическим адресом и помещением, с квалифицированным персоналом и аккредитованной испытательной лабораторией) орган по сертификации и сертифицировать (декларировать) свою продукцию.
    Казалось бы, описанное завершилось с ожидаемым финалом. Но одна ли такая фирма в России? Из того же источника следует, что около 20%, а по некоторым видам и до 40% продукции на российском рынке, - контрафактная или фальсифицированная. Проблема фальсифицированных, некачественных товаров в РФ выходит сегодня на одно из первых мест. А за качество продукции питания и промышленных товаров население рассчитывается здоровьем.
    Не секрет, что и сегодня Интернет пестрит многочисленными заманчивыми по цене и срокам изготовления сертификатов и деклараций соответствия (именно – изготовления, а не получения в рамках установленных ТР ТС процедур!) коммерческими предложениями. В последние годы на территории Республики Беларусь появилось ряд «фирм-посредников», предлагающих выдачу любых разрешительных документов со всем комплектом документов на соответствие ТР ТС в очень сжатые сроки (например, декларацию от 2-х часов, сертификат соответствия - до 7 дней) при этом используя «манящую» не всем понятную терминологию.
    Так, например, «фирмы» настойчиво рассылают предложения о своих услугах белорусским предприятиям-изготовителям мебели. С их слов весь вопрос только в оплате за услугу «по выгодной цене». А так как процедура «усовершенствовалась» - сегодня выдается весь «комплект» и на весь возможный ассортимент продукции. Назревают вопросы. А выгодно за что? А ответственность впоследствии чья?
    Мониторинг Единого реестра ТС по состоянию на 1 февраля 2016 года, свидетельствует, что белорусскими частными производителями мебели (в основном изготовителями мебели по индивидуальным заказам) зарегистрировано около 2800 деклараций ТС, а из них более 40% в российских фирмах. Почему «частники» пользуются услугами такого рода? Все элементарно – надежда на «авось», заплатил – «и сплю спокойно». Человек так устроен, что хочет потратить меньше, а получить больше. Но «бесплатный сыр бывает только в мышеловке!».
    И следует помнить, что испытания любого вида продукции, с учетом подготовки образцов (проб), технологически не могут быть выполнены в течение одного-двух дней. Например, испытания набора или гарнитура мебели, проводимые в аккредитованной лаборатории на соответствие требованиям ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» по всему спектру механической, пожарной, электрической, химической и санитарно-гигиенической безопасности длятся не менее двух недель.
    Актуальность проблемы очевидна. И совместными усилиями органов по техническому регулированию стран-участниц ЕАЭС с заинтересованными государственными учреждениями, промышленными предприятиями и технически грамотными и инициативными гражданами необходимо обеспечить выполнение законности и прозрачности услуг по подтверждению соответствия. За качество и безопасность товара перед потребителем отвечает в равной степени как производитель, так и продавец. А мы все в первую очередь - потребители! Что производим, то и потребляем.
    Орган по сертификации РУП «Слуцкий ЦСМС» по процедурам подтверждения соответствия ответит по телефонам 8(01795)6352 или 8(01795)46471. Также необходимую информацию можно получить на сайте www.slutskcsms.by.
   
    Руководитель органа по сертификации
    РУП «Слуцкий ЦСМС» Ирина Якута.