стать журналистам, свежие новости

   22.02.2017
            

   
    В настоящее время наркомания представляет собой серьезную проблему для здоровья населения во многих странах, в т.ч. и в Республике Беларусь. На протяжении последних 4-х лет динамика увеличения количества больных наркоманией в Республике Беларусь составляет около 540 человек в год. Среди наркоманов нет стариков: все, кто потребляют дурман, умирают в молодые годы, чаще в 18 - 21 год. Реже, но смерть подбирает и остатки - в 30-35 лет. Организм может выдержать наркотики лишь в течение нескольких лет. За последние пять лет зарегистрировано свыше 600 летальных исходов среди наркозависимых, состоящих на учете. В основном это стало следствием развития ВИЧ-инфекции и других сопутствующих заболеваний. Немалая доля смертей связана с передозировками и несчастными случаями.
    Наша страна на протяжении последних десяти лет активно проводит борьбу с данной проблемой. Противодействие незаконному наркообороту и связанной с ним наркопреступности определено Главой государства одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности не только силовых органов, но и всего государства.
    С 1 января 2015 года в Беларуси вступил в силу Декрет Президента №6 "О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков". С этого момента возрастной порог ответственности за наркопреступления начинается с 14 лет, максимальный срок лишения свободы за сбыт наркотиков увеличен с 15 до 25 лет. Указ №6 Президента Беларуси появился как реакция на стремительный рост наркопреступлений в 2014 году. Тогда в стране резко выросло количество подростковых смертей, связанных с употреблением синтетических наркотиков - так называемых "спайсов", "миксов". Декретом на 2 года увеличился максимальный срок, который придется провести за решеткой за сбыт наркотиков при наличии отягчающих обстоятельств (например, особо опасных веществ) - с 13 до 15 лет. На 7 лет больше, чем ранее, составит срок лишения свободы за продажу наркотиков заведомо несовершеннолетнему лицу - он возрастает с 8 до 15 лет. За действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, совершенные в составе организованной преступной группы, теперь придется «сидеть» до 20 лет. Ранее максимальным наказанием за подобное преступление были 15 лет лишения свободы.
    Усилена административная ответственность за употребление наркотиков. За появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянение Декретом предусмотрен штраф в размере от 5 до 10 базовых величин (от 750 000 до 1,5 миллиона рублей). Непринятие мер по предотвращению употребления либо сбыта наркотиков на дискотеках, в клубах и игорных заведениях будет наказываться штрафом в размере от 20 до 50 базовых величин (от 3 до 7,5 миллиона рублей). За нахождение на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения теперь придется заплатить 12 базовых величин. Подобные действия считались правонарушением и ранее. Административный штраф за них составлял 10 базовых величин.
    Расширен перечень действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за которые предусматривается уголовная ответственность. Так, за действия по сбыту наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека, теперь придется провести за решеткой от 12 до 25 лет. За незаконное перемещение наркотиков через границу при отсутствии признаков контрабанды можно будет лишиться свободы на срок до 12 лет. Повторное в течение года административное правонарушение - употребление наркотиков в общественном месте, появление в общественном месте, нахождение на рабочем месте в состоянии наркотического опьянения - считается уголовным преступлением и наказывается ограничением свободы на срок до 2 лет. Кроме того, на интернет-провайдеров с 1 января 2016 года возложены обязанности по хранению информации о посещаемых пользователями сайтах. Провайдеры должны будут ограничивать доступ к сайтам, через которые осуществляется незаконный оборот наркотиков. С 1 марта 2015 года в Беларуси создана Единая система учета лиц, потребляющих наркотики.
    В связи с усилением ответственности за совершение правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков были внесены изменения и в соответствующие нормы УК Республики Беларусь.
    В 2016 году в Республике Беларусь было выявлено 6 457 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 11,5 % меньше, чем в прошлом году (незначительное, но снижение количества зарегистрированных преступлений); с целью сбыта наркотиков (а это тяжкие и особо тяжкие преступления) выявлено 2 798 преступления (на 14,5 % меньше, чем в прошлом году). То есть ужесточение ответственности незначительно, но привело к снижению преступности в данной области. За 2016 год за совершение преступлений, связанных с наркотиками, судами Республики Беларусь осуждены 3 608 человек.
    Что касается нашего спокойного городка, то не все так благополучно, как хотелось бы: с каждым годом количество выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков увеличивается, особую озабоченность вызывает рост фактов сбыта наркотиков и «психотропов». В 2016 году правоохранительными органами нашего района было выявлено 7 фактов преступлений данной категории (из них 4 деяния были квалифицированы по ч. 2 и ч. 3 ст. 328 УК Республики Беларусь – хранение с целью сбыта и сбыт соответственно). В сравнении: в 2015 году было выявлено 5 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (и только 2 подлежали квалификации по ч. 3 ст. 328 УК).
   
    Стародорожский районный отдел
    Следственного комитета
    Республики Беларусь

   
   
   



   
   
   22.02.2017
            

   
    Второй год подряд Стародорожский районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь занимает лидирующие позиции.
    Как прокомментировала начальник отдела подполковник юстиции Кетько Е.Г., по итогам работы за 2016 года отдел занял первое место среди подразделений управления Следственного комитета Республики Беларусь по Минской области не только в своей категории, но и в целом по области. Основными критериями оценки эффективности следственной работы являются: соблюдение законности при досудебном производстве, оперативность расследования преступлений и объем выполненной следственной работы, обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлениями. В 2016 году в производстве подразделения находилось 246 уголовных дел, возбужденных по фактам различных видов и категорий преступлений: в т.ч. по 4 убийствам, 1 факту причинения тяжких телесных повреждений, опасных для жизни, 3 фактам насильственных действий сексуального характера, два из которых были совершены в отношении малолетнего ребенка, изнасилованию, незаконному обороту наркотических средств, кражам, грабежам, угонам, дорожно-транспортным происшествиям и т.д. Личным составом отдела была проведена проверка по значительному количеству поступивших заявлений и сообщений, в т.ч. по 48 фактам насильственной смерти граждан (без признаков преступления). При этом нагрузка на одного следователя подразделения по находящимся в производстве уголовным делам и материалам проверок на протяжении всего года являлась одной из самых высоких в области. За достигнутые результаты в служебной деятельности подразделения заместитель начальника Стародорожского РОСК подполковник юстиции Довжик М.Н. указом Президента Республики Беларусь награждена государственной наградой - медалью «За безупречную службу» 3 степени.
   
   
   
   
   



   
   
   18.02.2017
            

   
    Наряду с пресечением и раскрытием преступлений выявление причин и условий, способствовавших их совершению, является одной из основных задач органов уголовного преследования при производстве предварительного следствия, как отметила заместитель начальника Стародорожского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь подполковник юстиции Довжик М.Н. На необходимость выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления, указывается в ст. 90 УПК Республики Беларусь, включенной в раздел «Доказательства и доказывание».
    В соответствии со ст. 90 УПК Республики Беларусь при производстве предварительного расследования следователь Следственного комитета обязан выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления. По этой причине реализация функции выявления нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, наряду с защитой прав и законных интересов граждан, всесторонним, полным и объективным расследованием уголовных дел входит в число основных задач, возлагаемых на подразделения Следственного комитета, и рассматривается как составляющая профилактической деятельности следователя.
    Законодатель указывает на неразрывную связь выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятия мер к их устранению с осуществлением предварительного расследования по уголовному делу. Доказывание в ходе предварительного расследования причин и условий, способствовавших совершению преступления, является основанием для принятия конкретных мер по их устранению путем внесения представления.
    Так, за 12 месяцев 2016 года в ходе предварительного расследования по уголовным делам Стародорожским РОСК внесено в адрес руководителей органов дознания, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности 136 представлений (из них 4 представления обобщенного характера, то есть в результате расследования нескольких уголовных дел по фактам совершения ряда преступлений на одной территории либо в одной организации). Кроме того, в ходе проведенных РОСК доследственных проверок в адрес районного и сельских исполнительных комитетов было внесено 8 представлений по устранению причин и условий, способствовавших гибели граждан. По результатам рассмотрения представлений приняты меры реагирования в отношении 33 должностных лиц.
    В связи с увеличением количества зарегистрированных в 2016 году преступлений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, наибольшее количество представлений внесено по уголовным делам о преступных посягательствах на жизнь и здоровье граждан; кроме того, «львиная» доля представлений была внесена по результатам расследования преступлений против собственности, актуальность которых не угасает на протяжении многих лет.
    В соответствии со ст. 199 УПК Республики Беларусь представления, внесенные в том числе и следователями Следственного комитета Республики Беларусь, подлежат безотлагательному рассмотрению в месячный срок субъектами профилактики с принятием необходимых мер по выполнению содержащихся в них требований, что нередко игнорируется со стороны ответственных должностных лиц. Так, за 12 месяцев 2016 года сотрудниками Стародорожского РОСК за несвоевременное рассмотрение представлений были привлечены к административной ответственности 2 должностных лица (руководитель одной из сельскохозяйственных организаций района и директор одного из частных предприятий города). Кроме того, следователями РОСК в каждом случае получения ответа на внесенное ими представление проводятся проверки выполнения субъектами профилактики требований, содержавшихся в представлениях.
    Направление, рассмотрение и выполнение субъектами профилактики требований, содержащихся во внесенных Стародорожским районным отделом Следственного комитета Республики Беларусь представлениях, находятся на непосредственном контроле прокурора Стародорожского района.
   
   
   
   
   



   
   
   3.08.2016
      Цена беспечности родителей — жизнь малышей      

   
    Недавно на страницах районной газеты затрагивалась тема гибели и травм детей в результате падения из окон. Но печальная статистика по стране, к сожалению, заставляет вновь обратиться к растущему списку трагедий и напомнить родителям о внимательности и мерах безопасности, которые необходимо принять.
    «Сегодня подразделения Следственного комитета проводят доследственные проверки по фактам гибели маленьких детей, выпавших из окон многоквартирных домов, — сообщила начальник Стародорожского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь подполковник юстиции Елена Кетько. — Только за первое полугодие при подобных обстоятельствах в стране ушли из жизни уже 5 малышей. 26 марта выпал из окна квартиры в многоэтажке в Могилеве двухлетний мальчик. 23 мая в Бресте такая же беда случилась с трехлетним ребенком, который скончался в больнице вечером того же дня. 1 июля в Гродно при аналогичных обстоятельствах погибла пятилетняя девочка. На следующий день в Минске трехлетний ребенок упал с балкона на девятом этаже. 4 июля в Лоеве в результате падения из окна погибла двухлетняя девочка. Последний трагический случай произошел 16 июля в Солигорске: из окна квартиры на 3-м этаже выпал двухлетний мальчик. Ребенок жив, но находится в тяжелом состоянии в реанимации. Во всех этих случаях маленькие дети, оставшись без присмотра, либо сами открыли окна, либо родители оставили их открытыми. Иногда малыши были предоставлены себе всего лишь на минутку и успевали за это время забраться на подоконник и опереться на москитную сетку или поворотом рычага открыть окно. Дети не понимают опасности, которую представляют собой окна, балконы и высота.
    Анализ обстоятельств всех этих случаев однозначно позволяет сделать вывод: все трагедии произошли в той или иной степени именно по вине взрослых, по их недосмотру или беспечности.
    Если у вас в доме есть маленькие дети, обязательно позаботьтесь об оборудовании окон запорными устройствами, блокираторами. Производители окон предлагают сегодня разные практические решения, которые могут использоваться в квартирах, частных домах, школах, детских садах и яслях. Это специальные системы фурнитуры, замки на окна от детей, а также ручки с ключами. Преимуществом двух последних решений является возможность их установки на существующие окна ПВХ. Производители оконных блоков, а также организации, занимающиеся их установкой, обслуживанием и ремонтом, должны предлагать клиентам использование таких систем на добровольной основе.
    Хочется обратить внимание соответствующих служб нашего города и района на необходимость выявления наиболее социально уязвимых категорий семей: многодетных, неполных, малообеспеченных и находящихся в тяжелом материальном положении, воспитывающих малолетних детей и проживающих в многоквартирных жилых домах. Их надо информировать о данной проблеме, почаще проводить разъяснительную работу, а также изыскивать возможность и средства для оказания помощи в приобретении и установке запорных устройств на окна».
   
    Стародорожский районный отдел
    Следственного комитета
    Республики Беларусь

   
   
   



   
   
   25.06.2016
            

   
    Профилактика преступлений – приоритетное направление деятельности не только правоохранительных органов, но и всех без исключения организаций, предприятий нашего района.
    В соответствии со ст. 90 УПК Республики Беларусь при производстве предварительного расследования следователь Следственного комитета обязан выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления. По этой причине реализация функции выявления нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, наряду с защитой прав и законных интересов граждан, всесторонним, полным, объективным и оперативным расследованием преступлений входит в число основных задач, возлагаемых на подразделения Следственного комитета, и рассматривается как составляющая профилактической деятельности следователя.
    Такие процессуальные действия следователя, как возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности, применение меры пресечения и другие мероприятия, направленные на предупреждение возможности совершения виновным лицом новых противоправных деяний, сами по себе не устраняют всего комплекса обстоятельств, обусловивших преступление. Применение специальных мер профилактики, в частности, выявление в процессе расследования нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также принятие соответствующих мер к их устранению повышает эффективность и целенаправленность работы следователя, а также является ее логическим завершением.
    Основой профилактической работы следователей является направление представлений об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, в порядке ст.199 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Такой механизм активно используется и следователями Стародорожского РОСК.
    Так, за 12 месяцев 2015 года при производстве предварительного расследования по уголовным делам Стародорожским РОСК внесено в адрес руководителей органов дознания, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности 127 представлений. По результатам их рассмотрения приняты меры реагирования в отношении 35 должностных лиц, из них 1 – привлечено к материальной ответственности. Уже за 5 месяцев 2016 года внесено 48 представлений в адрес различных субъектов профилактики. Наибольшее количество представлений по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, внесено по уголовным делам о преступных посягательствах против собственности, жизни и здоровья граждан, против общественного порядка и нравственности, а также по уголовным делам о незаконном обороте наркотических средств.
    Следует напомнить всем руководителям организаций и предприятий нашего района, что в соответствии с Законодательством представления, внесенные в т.ч. следователями Следственного комитета Республики Беларусь, подлежат безотлагательному рассмотрению субъектами профилактики с принятием необходимых мер по выполнению содержащихся в них требований, что нередко игнорируется со стороны ответственных должностных лиц. Так, за 12 месяцев 2015 года за ненадлежащее, несвоевременное рассмотрение представлений либо непринятие мер к устранению нарушений 1 должностное лицо было привлечено к административной ответственности. Кроме того, следователями РОСК систематически проводятся проверки выполнения субъектами профилактики требований, содержавшихся в представлениях (например, в 2014 году к административной ответственности был привлечен один руководитель организации нашего района за непринятие необходимых мер по выполнению содержащихся в представлении требований).
    Особое внимание уделяется изучению состояния профилактической работы в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Следователями выясняются условия жизни, воспитания, окружения несовершеннолетнего. К материалам уголовных дел приобщаются сведения, где указаны аспекты поведения в быту, школе, взаимоотношения со сверстниками, интересы, круг общения подростка. проводится активная работа по взаимодействию с учебными учреждениями, инспекциями по делам несовершеннолетних, родителями, родственниками.
    Следственным комитетом Республики Беларусь уделялось и уделяется в настоящее время особое внимание вопросам, касающимся предупреждения преступности, в связи с чем систематически вырабатываются и реализовываются дополнительные меры и предложения, направленные на совершенствование профилактической работы.
   
    Стародорожский районный отдел
    Следственного комитета
    Республики Беларусь

   
   
   



   
   
   1.06.2016
            Пусть кто-то другой, но не я!

   
    В наше время все говорят о правовом государстве, о том, что представители правоохранительных структур, не жалея сил и времени, должны стоять на страже соблюдения прав и законных интересов граждан, т.е. защищать их от преступных посягательств и привлекать к ответственности те, кто «попирает» закон. А ведь должно ли все заканчиваться на «людях государевых»? Что делаете Вы для того, чтобы те Законы, принятые в нашем государстве, направленные на защиту социальных прав людей, действовали на практике, в повседневной жизни? Зачастую, когда кто-то обращается в правоохранительные органы с просьбой о помощи, то их беда важна только для них, никто особо не желает «протянуть руку помощи» попавшим в беду товарищам, лишь бы их только не трогали и никуда не вызывали, что б только не отвлекали от «важных» мирских дел: полежать на диване, посмотреть телевизор…
    Самый простой и часто встречающийся пример – понятой, – человек, чья основная роль заключается в том, чтобы участвовать в проведении следственного действия и выступать своеобразным наблюдателем за тем, чтобы в любом следственным действии никто ни на кого не оказывал давления; являться посторонним, объективным свидетелем обнаружения и изъятия материальных следов совершенного преступления. Да, действительно, при возникновении спорных вопросов понятых могут привлечь для дачи показаний о ходе следственного действия, в котором они участвовали, но при этом от них требуется лишь рассказать о том, что они видели и ничего более. От человека просто требуется рассказать правду, оказать помощь в осуществлении правосудия и помочь следователю или судье разобраться в сложившейся ситуации. Что же получается на самом деле: подходишь к какому-либо человеку, который просто мирно отдыхает и, казалось бы, ничем не занят, или просто стоит «зевака», смотрит за тем, что же такое произошло, и просишь помочь в проведении следственного действия – поучаствовать в качестве понятого, а что слышишь в ответ: «Ой, нет, я не могу!», «Я занят, я не хочу чтоб меня тягали…» и многие другие отговорки. Бывает обойдешь так всю улицу в поисках двоих человек, а от граждан слышишь только одно и тоже, а самое распространенное: «Возьмите кого-то другого, только не меня!». Или еще лучше: «Не пойду, и что вы мне сделаете?!». Вот так и получается, что когда у кого-то произошла беда, никто не желает помочь, лишь бы только их не отвлекали от каких-то очень «важных» дел.
    Да ладно, если бы только при участии понятых возникали такие проблемы: не редки случаи, когда став свидетелем совершенного преступления: будь то кража, хулиганство или дорожно-транспортное происшествие, гражданин не желает ничего говорить вновь ссылаясь: «Пусть кто-то другой, только не я. Меня ведь потом будут таскать по судам». И все забывают, что ведь не только правоохранительные органы должны следить за соблюдением законодательства, но и каждый, кто считает себя законопослушным гражданином. Порой бывают такие ситуации, что следственным путем установлена казалось бы вся картина произошедшего, однако одно, даже незначительное обстоятельство, но имеющее существенно значение для дела, которое известно только Вам, может установить действительную истину произошедшего и кардинально изменить ход следствия. Или сведения, которые известны только Вам, помогут установить преступника, который обязан понести наказание за совершенное им преступление. Лишь самосознание каждого гражданина нашего государства и ответственное исполнение гражданского долга позволят правоохранительным органам в полной мере эффективно бороться с преступностью и применять нормы законодательства для защиты прав и законных интересов граждан и государства.
   
    Старший следователь Стародорожского РОСК Маслюченко С.И.
   
   
   



   
   
   1.06.2016
            

   
    Стародорожский районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь сообщает о том, что на территории Стародорожского района действовал запрет на вылов всех видов рыбы до 30 мая.
    По факту незаконной добычи рыбы Стародорожским РОСК возбуждено уголовное дело в отношении гр-на Н., который 30 апреля 2016 года, находясь на водоеме вблизи аг. Языль Стародорожского района, незаконно добыл 13 экземпляров рыбы «окунь», 35 экземпляров рыбы «плотва» и 1 экземпляр рыбы «линь», в результате чего причинил ущерб окружающей среде в крупном размере на сумму 34566000 рублей, что составило 164,6 базовых величин.
    Уголовное дело в отношении указанного гражданина направлено для рассмотрения в суд Стародорожского района. Гражданин Н. 20.04.2016 года уже был осужден судом за совершение аналогичного преступления.