Профессор Владимир Мельник: «Всегда приезжаю в родные места с воодушевлением»

0

В юбилейный День города новые имена были занесены в Книгу Народной Славы района. В нее отныне вписано имя Владимира Андреевича Мельника — профессора, философа и политолога, крепко связанного корнями со своей малой родиной — Стародорожчиной. Его судьба — вдохновляющий пример того, как талантливый юноша из скромного уголка Беларуси смог получить признание и сделать имя в научных и политических кругах. О путях, которыми ему довелось пройти в жизни, Владимир Андреевич рассказал нашим читателям.

Детство с «Кремлевскими» луковками

— Историей родной деревни Ляды я интересовался с детства — впитывал мамины рассказы о деревушке с необычной судьбой. В 20-х годах, в смутное время гражданской войны, пылали многие села — в том числе и Залужье. Часть здешних домов погибла в огне, и погорельцы вынуждены были искать приют. Обосноваться решили в Лядах: там стоял одинокий хутор лесника, в его домике ютились человек 15 домашних. Считайте, несколько поколений! Возле хутора и вырос поселок погорельцев. Со временем он разрастался, и в 60-е годы в Лядах уже было навскидку 85 дворов. Это был настоящий расцвет деревни!

Там маленький Володя пошел в первый класс, впервые открыв для себя мир науки. А потом перешел в Залужскую школу. Она была гораздо оживленнее — несколько параллельных классов. Из Лядов в нее ходила пешком целая ватага ребятишек-односельчан.

— Яркое воспоминание детства — старая Залужская церковь, которую было видно с любого конца деревни. И вот мы выходим из леса, впереди — Залужье, издалека виднеются луковки церкви, и для нас это — словно Кремль. Так и шутили между собой: «Вон Кремль виден!».

Это Владимир Андреевич считает знаком времени. На его детство выпал пик хрущевских гонений на церковь. А школа стояла как раз напротив храма — трехглавого залужского «Кремля». Осталось в памяти, как сносили церковные купола, превращая святое место в колхозный клуб. Правда, в те времена это не воспринималось как трагедия: ребятишки уже успели получить крепкую «антирелигиозную» прививку. Со спокойным сердцем ходили туда на танцы, в кино или за книгой — сельская библиотека обосновалась там же.

— Шли годы, и страна ощутила ветер перемен. То, что когда-то исступленно разрушали, начали понемногу возрождать из руин. Выжила и Залужская церковь — чудом пройдя сквозь годы богоборчества, она вновь распахнула двери для прихожан. Только облик ее стал другим: один купол, одна звонница. Былых «Кремлевских» луковок уже не вернуть.

Аккордеон — на пике моды

Школьные годы для Владимира Мельника — очень душевное время. А какие были учителя! Настоящая местная «элита», уважаемая всеми сельская интеллигенция. Они задавали тон во всем. В деревне были три особенно «музыкальных» семьи — и в моду вошел баян. Высшим шиком считалось научиться исполнять на баяне залихватские народные и лирические популярные мелодии. В школе был свой кружок баянистов. Семья Мельник от веяний моды не отставала: отец играл на гармошке, а юный Володя с братом — на аккордеоне. Страсть к музыке он пронесет через всю жизнь.
По окончании школы встал вопрос — какую дорогу выбрать. Треть одноклассников ставили цель — поступить в вуз. Владимир Мельник тоже мечтал о высшем образовании, но осуществилось это не сразу — с первой попытки не прошел по конкурсу. Судьбу юноши изменила случайная встреча с бывшей учительницей Региной Васильевной Логачевой:

— Она спросила меня: «Что ты, Володя, намерен делать?». Я развел руками, и она предложила устроить меня на работу старшим пионервожатым в соседнюю Кринку. Сейчас это Могилевская область. Замолвила словечко, и меня приняли. Не последнюю роль в этом сыграло мое увлечение аккордеоном — пригодился-таки музыкальный инструмент.

Ни дня без музыки

В Кринке молодой пионервожатый сразу развел бурную деятельность: музыкант-самоучка, он возглавил художественную самодеятельность. Их коллектив объездил с концертами весь район, и конечно же, выступил в родной деревне.

— Вывесили объявление, да плюс сарафанное радио сработало — в итоге послушать нас собрался полный клуб.

А вскорости Владимир Мельник стал студентом БГУ имени Ленина. На практику попросился в родную сторону — Языльскую среднюю школу. И опять — сцена, концерты, музыка, без которых себя не представлял. В Языле талантливого активиста заметили и предложили остаться у них. Но юношу уже тянуло в политику.

Вираж судьбы привел в политику

Владимиру Мельнику в качестве учителя физики предстояло поработать по распределению в Малоритском районе. Он, конечно же, приехал со своим аккордеоном — музыка сопровождала его по жизни. Здесь его судьба сделала крутой поворот: первый секретарь райкома комсомола заприметил ценного сотрудника и предложил место второго секретаря. С этого и начался путь Владимира Андреевича в политику.

— Как пригодились тогда навыки выступлений на сцене! В жизни ничего не бывает зря, и я много раз потом вспоминал с благодарностью художественную самодеятельность, которая дала ценный опыт выступлений на публике.

Два года спустя он был уже лектором райкома коммунистической партии: писал речи, доклады для партийного руководства.

— Это была интересная, творческая работа. Здесь я начал оттачивать стиль, политический язык, познал азы научного анализа. Но в душе жила мечта: идти в науку, в аспирантуру. И я решился: подал заявление в Институт философии и права.

Вступительные испытания он выдержал блестяще: спокойно, без волнения выступил за большой трибуной. А затем была защита кандидатской по социологии и присвоение ученой степени. Владимира Андреевича пригласили преподавать в Минскую высшую школу МВД СССР, нынешнюю Академию МВД. Здесь он сделал завидную карьеру — от старшего преподавателя до заместителя начальника Академии по учебной работе.

Имя зазвучало в политических кругах

В переломные 90-е годы он не мог остаться в стороне от глобальных перемен, сотрясающих страну. Свое видение пути, по которому должны пойти белорусы, Владимир Мельник излагал в прессе: в качестве политического публициста он выступал на страницах «СБ», «Народной газеты» и других республикан-ских СМИ.
— Дискуссии были жаркими. Я обоснованно ратовал за президентскую форму правления, высказывал свое мнение по вопросам политического устройства, Конституции, кандидатов в президенты. Мое имя зазвучало в кругах политической элиты.

В 56 лет Владимир Андреевич вышел в запас в спецзвании «полковник милиции». Но до сих пор продолжает работать на профессорской ниве. Уже 14 лет преподает в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
Знаковым событием своей жизни Владимир Мельник считает выход монографии «Государственная идеология: понятие, элементы, функции». Она увидела свет в 2002 году.

— Думаю, эта книга дала толчок обращению к проблеме формирования идеологии в нашей республике. И по сей день я уверен: коль уж принята Конституция — в ней заложены основы нашей идеологии. Конституция и есть основной источник идеологии! А вообще идеология — это не просто некий «привесок», как думают многие. Идеология — систематизированная совокупность идей, ценностей, принципов и представлений, положенных белорусским народом в основу организации своего общества и государства.

Все нити ведут к малой родине

Сегодня, когда вопросам идеологии уделяется важное значение, имя профессора Владимира Андреевича Мельника получило известность как одного из ключевых белорусских политологов и идеологов. Его книги по сей день являются востребованными пособиями в белорусских вузах.

Состояться в профессии и сделать имя в научных кругах Владимиру Андреевичу помог надежный домашний тыл: супруга и трое детей. Сейчас старшей дочери уже 49, а дедушку с бабушкой радуют семеро внуков. С малой родиной Владимир Андреевич не теряет связи и по сей день.

— Пока была жива мать, приезжал на Стародорожчину чаще. В 1994 году ее не стало. Сейчас с этими местами меня связывают теплые воспоминания и родительский дом. Стараюсь по возможности посещать Залужскую школу, и всегда приезжаю в родные места с воодушевлением. Когда появится больше свободного времени, планирую вплотную изучить свой родовод, найти дальних родственников. Сейчас, когда мое имя занесено в Книгу Народной Славы района, тем более буду стараться сберечь ту драгоценную ниточку, которая связывает меня с малой родиной. Ведь помнить и чтить свои корни — святая обязанность каждого из нас.

Виктория ИГНАТЧИК.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.