«Дернул чеку — и готово!»: в период жатвы сотрудники РОЧС проводят рейды по районным хозяйствам

19

Уборочная кампания — горячая пора не только для хлеборобов: в битве за урожай задействованы самые разные структуры, в том числе МЧС. Совместно с ГАИ и другими заинтересованными структурами они выезжают на поля, где кипит работа, в мастерские и на мехдворы, осматривают зерносушилки и склады. Их задача — уберечь урожай от возможных пожаров.

В этом году хозяйства района подошли к страде ответственно: вся техника укомплектована исправными огнетушителями, в полях дежурит аварийно-спасательная либо приспособленная для тушения пожара техника. Но есть и недочеты — и немалая их часть связана с человеческим фактором.

В очередной рейд по хозяйствам Стародорожчины отправились заместитель начальника РОЧС Виктор Вилюха, инспектор ДПС Евгений Русакович и корреспондент районной газеты.

В пути спасатель объясняет: сейчас все внимание — местам уборки и переработки зерна, зернохранилищам. Порой эти объекты не в полной мере обеспечены первичными средствами пожаротушения. А это уже серьезное нарушение: случись что, огонь за несколько минут уничтожит плоды напряженного труда хлеборобов, а ликвидировать ЧП «в зародыше» будет попросту нечем. Второе нарушение дополняет первое: мало иметь на складе огнетушитель — нужно еще и уметь им пользоваться. И для кого-то это — камень преткновения. За доказательствами далеко ходить не пришлось: на первом же проверенном объекте просьба рассказать, как пользоваться огнетушителем, поставила человека в тупик. Но обо всем по порядку…

«Огнетушитель меня не спасет!»

Июль выдался на редкость «мокрым». Постоянные дожди сильно подпортили настроение нашим аграриям, не позволив жатве набрать нужный темп. Казалось бы, сама природа за то, чтобы в этом году вопрос пожарной безопасности не стоял так остро. Но есть важный нюанс: зерно с поля напитано лишней влагой, и в этой ситуации зерносушилки и ЗСК работают зачастую на полную мощность. Поэтому первый визит работников МЧС — именно туда, где зерно доходит до нужной «кондиции». В промозглую погоду дымок от зерносушилок приятно греет взгляд, а заодно напоминает, что недосмотр и маленькая искорка могут привести к большой беде.

— На чем работают? — первым делом интересуется рейдовая бригада, кивая в сторону сушилок.
— Днем на дровах, вечером сушим холодным воздухом, — настораживается женщина, ответственная за здешний участок.
— Покажите, где у вас средства пожаротушения.
— У нас все есть, — показывает женщина на «пожарный» уголок, где висят пунцово-красные огнетушитель, лопата, лом, в огромной бочке плещется вода, а в специальном ящике желтеет песок.
— Огнетушителем пользоваться умеете?
— Что им пользоваться! Если загорится сушилка, огнетушитель меня не спасет! — кипятится женщина. Потом спохватывается: — Пользоваться умею. Но демонстрировать не буду! Хотите — верьте, хотите — нет.
— Зря вы так: если, скажем, загорится электрощиток, огнетушитель зальет пламя, не даст ему разгуляться. Но хотя бы телефон службы спасения вы знаете?
— Конечно: 101 и 112, — бодро рапортует она.

Напольные зерносушилки используют во многих хозяйствах. Не редкость они и на Стародорожчине. При соблюдении правил безопасности они не таят угрозы. А вот перегрев, попадание углей в зону сушки зерна, безалаберный присмотр за работающим агрегатом — все это верные спутники огненных ЧП.

«Дернул чеку — и готово!»

В сезон «большого хлеба» на мехдворе непривычно оживленно: махины-комбайны стоят в ожидании работы. Ехать в поле не дает дождь: с утра сыплет с небольшими перерывами.

— У нас сегодня только один комбайн отправился убирать зерно, и тот пока стоит в поле: дождь мешает, — сетуют на погоду здешние труженики. На просьбу сотрудника РОЧС показать, как укомплектованы их собственные «корабли», охотно демонстрируют противопожарную экипировку.
— Вот веник, вот лопата, вот противопожарное полотно… А здесь у нас огнетушители. Все как положено: суммарный вес — 16 килограммов!
— Знаете, как пользоваться огнетушителем?
— Как гранатой: дернул чеку — и готово, — шутит комбайнер, прибавляя затем — уже вполне серьезно — знания по теории пользования огнетушителем.

В это время сотрудник ГАИ проверяет исправность техники, состояние покрышек и прочее. В пору жатвы аграрии тщательно следят за исправностью машин: этим дождливым летом даже несколько часов «простоя» в короткий солнечный промежуток ощутимо влияют на темпы уборки. Поэтому в Госавтоинспекции уделяют этому вопросу особое внимание.

Тем временем комбайнеры бойко отвечают на «коронный» вопрос: телефон службы МЧС? Этот «экзамен» неспроста: если человек с трудом вспоминает номер в спокойной обстановке, тем более растеряется в стрессовой, где счет идет на минуты.
Как показывает практика, в пору жатвы ЧП случаются в разных уголках страны. В этом году битва за урожай также не обошлась без пожаров. Так, в конце июля на поле в Пружанском районе загорелся комбайн. Не стоит говорить, что хозяйство понесло значительный денежный урон: комбайн — техника дорогостоящая. То же случилось в Минском районе: на уборке рапса в комбайне полыхнул моторный отсек. Поля под Новогрудком и Рогачевом также стали аренами огненных ЧП.

С начала года в сфере сельского хозяйства Стародорожчины было зарегистрировано два пожара. Первый — в Прусах. В середине мая там загорелось сенохранилище, огонь уничтожил открытый навес, под которым хранилось сено прошлогоднего урожая. Второй — в Горках: там в первый же день эксплуатации воспламенилась зерносушилка, запущенная в работу после осенне-зимнего перерыва. В обоих случаях огонь не нанес существенного ущерба. Но такие случаи еще раз подтверждают: без соблюдения правил безопасности полновесный каравай, который таким трудом дается аграриям, может быть отдан на откуп стихии. И чтобы не допустить худшего, нужно быть начеку, соблюдая известную каждому противопожарную «азбуку».

Виктория ИГНАТЧИК.
Фото автора.

Comments are closed.