Что необходимо знать при использовании авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов?

0

Что необходимо знать при использовании авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов?

Что необходимо знать при использовании авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов?

АКЦЕНТИРУЕМ ВНИМАНИЕ НА ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАМОДЕЛЕЙ, БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАЗЕРНЫХ ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ.

 С вопросом на данную тематику мы обратились к начальнику отделения охраны правопорядка и профилактики Стародорожского РОВД Шаройкину Сергею Николаевичу.

— Сергей Николаевич, расскажите, что необходимо знать и выполнять, при использовании авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов?

Вопрос использования авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов (далее-БПЛА) очень актуален в настоящее время. Систематически допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением авиамоделей и БПЛА. Основной причиной этому служит незнание либо игнорирование владельцами указанных летательных аппаратов требований законодательства по организации и выполнению полетов.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 № 81               «Об использовании авиамоделей» под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат. Порядок использования авиамоделей установлен Правилами использования авиамоделей в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь                                от 16.08.2016 № 636.

Запрещается использование авиамоделей:

— в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами или организациями, в интересах которых установлены такие зоны;

— в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь                «О государственной охране»;

— на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;

— общей массой более 0,5 кг. без соответствующей маркировки авиамодели.

Использование авиамоделей в воздушном пространстве Республики Беларусь осуществляется без разрешения органов Единой системы организации воздушного пространства. Они не подлежат государственной регистрации.

При использовании авиамодели пользователь обязан:

— выполнять требования, предусмотренные вышеуказанными Правилами;

— соблюдать правила ее эксплуатации и выполнять требования безопасности, предусмотренные производителем авиамодели;

— принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физического лица (индивидуального предпринимателя), имуществу юридического лица.

Наиболее широко в Республике Беларусь используются беспилотные летательные аппараты. Согласно ст. 1 Воздушного кодекса Республики Беларусь под БПЛА понимается воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту.

В силу требований п.103 Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, полеты БПЛА над населенными пунктами, за исключением сельских ЗАПРЕЩЕНЫ.

Для выполнения в Республике Беларусь официального полета беспилотником его владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства Республики Беларусь в центр Единой системы организации воздушного движения.

Обязательным условием в случае выполнения беспилотником полета с одновременным осуществлением аэрофотосъемки является наличие у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил.

—  Что необходимо знать при использовании лазерных излучателей?

В последнее время участились случаи использования гражданами относительно новых, нетипичных средств посягательств на безопасность полетов, среди которых можно выделить лазерные излучатели или так называемые указки. Воздействуя подобными приборами на лиц, управляющих различными транспортными средствами, самолетом, поездом или автомобилем, можно причинить смерть и вед здоровью значительного числа лиц.

Категорически запрещается:

— направлять лазерный луч на самолёт, поезд, автомобиль или на граждан и животных, так как это может повлечь ослепление или ожоги. Ослепление экипажей самолетов при помощи лазерного излучения и вызванные этим действием негативные последствия влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.  

— Расскажите какая ответственность предусмотрена для владельцев авиамоделей и БПЛА, при нарушении либо игнорировании требований законодательства по организации и выполнению полетов, а также за нарушения использования лазерных излучателей?

Нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность по ст. 18.35 КоАП Республики Беларусь с наложением взыскания в виде штрафа (на физическое лицо – до 20 б.в., на юридическое лицо – до 50 б.в).

Нарушение правил безопасности полетов влечет за собой административную ответственность по ст. 18.4 КоАП Республики Беларусь с наложением взыскания в виде предупреждения или штрафа (на физическое лицо – до 10 б.в., на индивидуального предпринимателя до 50 б.в., на юридическое лицо – до 200 б.в.).

В настоящее время законодательством прямо не предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил использования БПЛА в воздушном пространстве Республики Беларусь и за нарушения использования лазерных излучателей. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по       ст. ст. 147, 149, 153, 155, 218, 219, 289, 314, 339, либо иным статьям Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.

К примеру, статья 309 Уголовного кодекса «Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения»

  1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, –

наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до четырех лет.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

  1. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124, 126, 289, 359 и 360 настоящего Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

Необходимо обратить внимание, что положения Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 215 позволяют военнослужащим (сотрудникам) воинских формирований и органов внутренних дел, работникам военизированной охраны применять специальные средства, оружие, боевую и специальную технику по пресечению полетов БПЛА, которые совершаются в нарушение действующего законодательства.

 

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.