Главный балетмейстер Большого: «Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина — нужно помнить, кто ты и откуда»

0

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

Игорь Колб Новости темы «Проект «Белорусы в кадре» на YouTube-канале БЕЛТА» Ездит в бусе, спит у телевизора и обожает овсяное печенье. История об удивительной дружбе Олега и его оленя «За одну ночь у первого ролика было 500 тыс. просмотров». История успеха 24-летней бабы Нюры

Заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, сегодня — главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб покорил сердца многих тысяч зрителей. Артист с необыкновенной пластикой и экспрессией создал незабываемые образы Аполлона, Ромео, Шурале, танцевал принцев в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Щелкунчике», «Золушке». Сложно даже перечислить все его роли, как и те мировые сцены, на которых выступал Игорь Колб. Инициатор театральных проектов и фестивалей сегодня вживается в новую для себя роль руководителя — главного балетмейстера. И уже дважды удивил белорусскую публику новыми постановками.

Иллюзия легкости

Кабинет Игоря Колба уставлен цветами. Они повсюду, в вазах и корзинах — вчера прошла премьера балета «Иллюзии любви». Сегодня в театре выходной, но главный балетмейстер весь день общается с прессой: терпеливо отвечает на вопросы журналистов, смиренно выполняет указания операторов — куда смотреть, как двигаться в кадре. И даже, к восторгу телевизионщиков, соглашается сделать несколько пируэтов — легко и грациозно, так, словно это не результат многолетнего каторжного труда и самодисциплины, а что-то само собой разумеющееся. Когда видишь завораживающее действо, которое создают артисты балета на сцене, трудно не поддаться этой иллюзии легкости и невесомости. Может, и сами танцоры, заранее зная, что их ожидает, не решились бы следовать за мечтой? Игорь Колб на вопрос, почему выбрал балет, отвечает, что, собственно, и не выбирал. И не мечтал выступать на сцене, как не мечтал стать артистом Мариинского театра или главным хореографом Большого театра Беларуси. Все сложилось само. Считает, что благодаря случаю оказался и в хореографическом училище в Минске.

— В жизни так складывалось, что не я выбирал, а меня выбирали. До того, как мои способности заметили столичные педагоги, был обычным ребенком, ходил из кружка в кружок: станция юных техников, цирковая студия, эстрадный танец, — вспоминает Игорь Павлович.

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

Была такая практика в советское время — искать талантливых детишек в глубинке. Так ему, ученику 5-го класса, и предложили попробовать себя в балете. Точнее, эту идею высказали родителям. Семья у героя нашего проекта была самая обычная: папа работал дальнобойщиком, мама — заведующей столовой. Балет казался им чем-то иллюзорным, далеким от реальности, тем, что показывают по телевизору. Но ведь родители всегда надеются, что у их детей будет более интересная жизнь. Поэтому, видимо, и решились отдать сына в балет.

— Мама только переживала о том, что наше общежитие называлось интернатом, ее это коробило, словно она сдала туда родного сына и платит за его содержание. Хотя мы были окружены там со всех сторон заботой и вниманием, почти как дома. Педагоги и воспитатели были замечательные. Нам даже еду оставляли, если мы не успевали вовремя вернуться к ужину, — вспоминает Игорь Павлович.

Он показывает из окна нынешнего кабинета бывшее здание хореографического училища, где располагалось и общежитие — на пересечении улиц Старовиленской и Киселева:

— Видите окно на втором этаже? Там меня смотрел Юрий Троян, оценивая данные. И вот я снова здесь, в новом качестве… Почти мистическое ощущение!

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

Педагоги настраивали будущих артистов на упорный ежедневный труд и требовали, требовали, требовали… Были и разочарования, и попытка вернуться домой. Но потихоньку Игорь Колб втянулся в сложный ритм жизни учащихся хореографического училища. Уже ко второму курсу он в полной мере осознал, какие усилия надо прилагать, чтобы достичь результата. И начал упорно трудиться. В итоге его еще студентом пригласили на стажировку в театр Валентин Елизарьев и Юрий Троян, пробуя сначала на небольшие, а потом и более заметные роли. На 3-м курсе он уже танцевал в «Спящей красавице» принца Дезире. И место в труппе для талантливого молодого артиста наверняка нашлось бы, но случилась поездка в город на Неве.

— Александр Иванович Коляденко, педагог, который меня выпускал, предложил поучаствовать в конкурсе, — вспоминает Игорь Колб.

Это было в 1995 году, тогда он стал лауреатом Международного балетного конкурса «Ваганова-Prix» и получил приглашение в труппу Мариинского театра. Согласился не раздумывая: привлекла и возможность поработать с легендарными педагогами, и особенная атмосфера Санкт-Петербурга, которая так сильно ощущалась во всем, что даже неустроенность быта не омрачала возвышенные чувства молодого артиста.

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

Этот судьбоносный момент — переезд в Санкт-Петербург — совпал с уходом самых близких людей: в 1996-м не стало отца, а через год — мамы. Эти трагические ситуации не были определяющими в решении уехать из Беларуси, но когда так неожиданно все происходит и остаешься один на один со своим горем, может, даже и легче отправиться подальше, уйти с головой в работу…

Земля силы

После отъезда из Беларуси для Игоря Колба настал важный период в жизни и творчестве, происходило его становление как артиста. В 1996-м он присоединился к труппе Мариинского театра, через два года стал в ней уже солистом. Танцевал со знаменитыми балеринами Ульяной Лопаткиной, Дианой Вишневой, Светланой Захаровой. Со временем начал участвовать не только в классических постановках, но и в модерновых экстравагантных балетах. Мариинский театр во всех смыслах стал семьей. Здесь Игорь Павлович встретил свою любовь — артистку труппы Галину Яблонскую, которая в 2001 году стала его супругой. Родился сын.

В Пинске бывал редко — работа, семья, гастроли… Но всегда помнил о родном городе даже в далеких странах.

— В мою первую гастрольную поездку в составе Мариинского театра в Лондон ко мне подошел коллега и уточнил: в списке артистов местом моего рождения указан не Минск, а Пинск, не ошибка ли это? То есть не все наши даже ближайшие соседи знают, что есть такой город. Я всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина — нужно помнить, кто ты и откуда, — уверен наш собеседник. — Особенно это важно, когда начинается зашкаливающий успех, повышенное внимание публики, прессы — чтобы голова не закружилась.

По мнению артиста, напоминание о родине заземляет и дает своеобразную поддержку, которую он всегда ощущает. Место силы — деревня Колбы на Пинщине, она дала его роду и фамилию. Кстати, во время Первой мировой войны здесь служил поэт Александр Блок. Интересное совпадение: если читать фамилию Блок справа налево — получится Колб.

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

Для Игоря Павловича встреча с родственниками — настоящий праздник, пусть и редкий. Однажды артист приехал в Колбы на поминки по двоюродному дедушке. Все так обрадовались гостю и оживились, что ему стало даже неловко. Но именно тогда он ощутил по-особенному сильную связь с родной землей, родом и был счастлив, что привез с собой сына.

— Мне было важно ему показать близкое для меня место, познакомить с родственниками. После этой поездки мне очень захотелось иметь свой дом на своей земле, — признается Игорь Павлович.

В Колбах земли достаточно, но сама деревня находится очень далеко от Санкт-Петербурга, где семья, работа, коллеги. Поэтому дом Игорь Павлович решил искать ближе к северной столице России. Выбирал между вариантами в Великом Новгороде и Пскове. Около 10 лет назад мечта осуществилась: нашел на Новгородчине подходящий по всем критериям участок. Это место географически ближе к Санкт-Петербургу, к тому же в Великом Новгороде проходит ежегодный фестиваль «Открытое искусство», инициатором и председателем организационного комитета и жюри которого является Игорь Колб. А главное — вид из окон нового дома открывается на речку, как в Колбах.

— Может, внешне ничего похожего в этих пейзажах и нет, но, по моим личным ощущениям, в них есть что-то общее, — уточняет Игорь Павлович.

Когда случается тупик в работе, Игорь Павлович вспоминает о своем хобби — реставрации старинной мебели. Ею он начал заниматься в Санкт-Петербурге, когда жил в доме на канале Грибоедова. Туда на технический этаж сносил приобретенные «деревяшки» — чистил, ремонтировал, покрывал лаком. Недавно в скупке увидел кухонный стол, похожий на тот, что был у бабушки в деревне. Теперь восстановленный, он стал частью интерьера квартиры в Минске. Напоминает артисту о малой родине и близких людях.

Ежовые рукавицы: дисциплина и труд

За четверть века служения в Мариинском театре Игорь Колб исполнил все ведущие роли лирико-романтического репертуара. Артистическую и гастрольную деятельность совмещал с преподавательской в Академии танца Бориса Эйфмана, в Санкт-Петербургской государственной консерватории. В 2009-м станцевал со знаменитой японской балериной Тамие Кусакари в ее прощальном туре. В этом же году в Токио состоялся гала-концерт «Игорь Колб и друзья» с участием мировых звезд лучших балетных сцен мира. Артист занимается продюсерскими и образовательными проектами, является художественным руководителем проекта Dance. Dance. Dance. Для того чтобы понять и изучить менеджмент в культуре, поступил в МГУ.

В пандемию Игорь Колб получил неожиданное предложение от Валентина Елизарьева — возглавить балетную труппу Большого театра Беларуси. И Большой театр России тут же активизировался: там тоже были не прочь заполучить знаменитого артиста. Оба предложения застали его врасплох. Долго думал, выбирал. Сейчас Игорь Павлович признается: благодарен нынешнему руководителю балетной труппы Большого театра России Махару Вазиеву за то, что помог ему определиться и «повернул в сторону Минска».

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

С его приходом в апреле 2022 года в нашем Большом театре появилось новшество — кастинги. Сегодня кроме белорусов в составе труппы и артисты из России.

— Недавно к нам приехала пара из Бразилии. Уверен, что они тоже составят хорошую внутреннюю конкуренцию, которая необходима для развития, — говорит Игорь Павлович. — Поначалу, когда прибыли артисты из России, многих это насторожило. Потом кто-то из белорусских танцоров, глядя на них, повышал свой уровень — и сегодня мы получили уже такой синтез школ, когда можно обмениваться опытом, конкурировать и вместе двигаться вперед. Принцип здоровой конкуренции — опыт, который я получил в Мариинском театре. Мы не один час могли стоять на сцене после спектакля и обсуждать, кто лучше станцевал, кто хуже и почему. Надо отдать должное нашему руководителю Вазиеву: держал в ежовых рукавицах — дисциплина и труд. И разбор полетов был привычным.

Труппа пополняется молодыми артистами, которым главный балетмейстер дает возможность проявить себя: когда слишком долго стоишь в кордебалете, пропадает интерес к профессии. Появление чего-то нового важно и в репертуаре театра.

— Сколько бы ни танцевал классику, в определенный момент подумаешь: хорошо, будет еще 255 «Лебединых озер» и 352 «Щелкунчика», а что дальше? Случится остановка в развитии. Если репертуарная политика не меняется, это провоцирует уход артистов в другие театры. Надо развивать, обновлять репертуарную сетку, — убежден Игорь Колб. — Нет ничего зазорного для академического театра в том, чтобы иметь несколько экспериментальных постановок. В этом много плюсов.

В сентябре прошлого года Игорь Колб представил белорусской публике «Жизель». И пусть это была не авторская версия, а классический балет, но удивить зрителей удалось: и всевозможными спецэффектами, и тем, что партию Альберта танцевал настоящий француз — выпускник нашего хореографического колледжа Эвен Капитен. К тому же в театральной библиотеке в Санкт-Петербурге в архивных материалах Игорь Колб обнаружил в клавире вставное па-де-де из первого действия, которое никто раньше не играл. А белорусский композитор Вячеслав Кузнецов талантливо «поколдовал» над тем, чтобы этот фрагмент не выбивался из общей канвы спектакля. Получилось органично.

Главный балетмейстер Большого: "Всегда подчеркиваю, что именно Пинск моя родина - нужно помнить, кто ты и откуда"

А совсем недавно театр представил новый балет в постановке Игоря Колба «Иллюзии любви», где поднята вечная волнующая тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это история о восприятии отношений и о том, какими они могут быть. Собралась замечательная постановочная команда, которая помогла автору воплотить иллюзии в реальность. А композитор Леонид Ширин связал воедино Шопена и Шостаковича, сделав музыку актуальной для нашего дня. На премьеру приехала супруга Игоря Павловича из Санкт-Петербурга (там по-прежнему живет его семья) и из Пинска — десяток родственников. Такая поддержка оказалась очень значимой.

— Она важнее успеха и всех его составляющих — денег, званий и прочих «плюшек», — уверен Игорь Колб. — Для меня всегда первичен интерес: ни один проект или новое направление не создавалось ради денег. Финансовая составляющая — вторична. Были проекты, например, не очень оплачиваемые, но в них хотелось участвовать, и получалось здорово, а позже эта работа неожиданно приносила звания и успех. Когда ты серьезно и честно относишься к тому, что делаешь, все награды приходят в свое время!

Игорь Колб — победитель международного конкурса балета, приглашенная звезда международных фестивалей Dance open, «Короли танца», «Звезды мирового балета», «Виртуозы мирового балета».

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Анна МАСЛЯКОВА,

фото — БЕЛТА и из открытых интернет-источников, Виталий ПИВОВАРЧИК,

газета «7 дней».

Leave A Reply

Your email address will not be published.