Голуби — к верности, соловей — к изменам. Секреты свадебных рушников знает мастерица Зоя Протащик
Вышивка гладью на атласной ткани смотрится красиво и богато. Однако работать с этим материалом сложно даже опытным мастерицам. А еще вышить абсолютно одинаковые два цветка практически невозможно. Но только не для жительницы агрогородка Старые Дороги Зои Макаровны Протащик, которая уже 60 лет не выпускает из рук иголку с нитками! Ее личный «бренд» — свадебные рушники.
СПОСОБНАЯ УЧЕНИЦА
Маленькую Зою особо не увлекали игрушки или беготня по улице. Она с нетерпением ждала, когда бабушка Акулина Павловна освободится от домашних дел и сядет за вышивку. Внимательно изучала, как стежок за стежком на полотне появлялись разноцветные узоры. А когда внучке исполнилось семь лет, бабушка посчитала, что пора ей самой научиться этому народному мастерству.
«Это был 1958 год, я тогда пошла в первый класс. Была очень счастлива, что теперь и сама смогу делать красивые вещи. Как и бабушка, села вышивать дорожку, на которую ушло несколько месяцев. Нитки путались, в узелки завязывались, рядочки ровными не получались. Но я работу не бросала. Прибегала со школы, быстро уроки сделаю и — за вышивку. Я до сих пор храню как реликвию и бабушкину дорожку, и ту самую первую свою.
Потом мастерство перенимала от старшей сестры Марии. Вышла замуж. Из родного Солона переехала к мужу в деревню Старые Дороги. Родились дочь Алла, сыновья Евгений и Геннадий. Времени заниматься вышивкой не хватало. Но, когда дети подросли, я вернулась к любимому делу. Руки его не забыли. Тогда мы сдружились с соседкой Татьяной Алексеевной Жуковец. Вот где мастерица была! Вместе часами проводили за пяльцами. У нее знатно получалось вышивать свадебные рушники, я тоже загорелась и стала ее ученицей. Так именно свадебные рушники стали моим большим увлечением на всю жизнь.
Сейчас хоть и в возрасте, но, бывает, до часа ночи сижу с пяльцами в руках, не замечаю, как пролетает время. Меня очень успокаивает этот процесс».
ДЕНЬ ШИЛА, ВЕЧЕР ВЫШИВАЛА
Зоя Макаровна всю жизнь проработала швеей на фабрике. День шьет, вечер вышивает. Ей совсем не надоедало практически одно и то же занятие.
«Наоборот, я с нетерпением ждала вечера, когда смогу взять в руки красивые разноцветные нитки, ведь на работе «штамповали» только темную одежду (телогрейки, робу и др.). Мой дом со временем превратился в сплошную вышиванку. Наволочки, простыни, покрывала, скатерти, «фиранки», шторы — все своими руками. Недавно закончила комплект желтых штор с поперечкой. Всем этим пользуюсь, не считаю нужным хранить долгие годы на полках шкафа и ждать, пока они пожелтеют и потеряют красоту».
СЕКРЕТЫ ТВОРЧЕСТВА
«Прежде чем взять в руки иголку с ниткой, на ткань наношу узор. Я хорошо рисую с детства.
Я не вышиваю нитками мулине, использую только акриловые. Присылают их с Пинской трикотажной фабрики, с которой у меня заключен договор. Раньше ведь акриловых ниток было не достать, дефицит. Стоили дорого, да и палитры цветов не было такой, как сейчас. Покупали акриловые платки и разбирали на нитки. Плюс их еще и в том, что они сохраняют яркость цвета после многих стирок, мулине же быстро становится тусклым.
Вышивать на атласном полотне нужно только тонкой иглой, а нить пускать свободно, чтобы не стягивала его. Легко работать с подкладочной тканью.
Я всегда довольна сделанными работами. Если что-то не нравится, без проблем переделаю».
КАК РОЖДАЮТСЯ УЗОРЫ
«Как-то захотелось мне вышить васильки. Рисунок их был в книге, но цвет не понравился, сильно темные. Я пошла на наше сельское поле, где колосилась рожь, там и увидела живой цвет этих прекрасных цветов.
Многие узоры копирую с гардин. Придумываю и добавляю что-то свое. Один из первых вышитых рушников — в единственном экземпляре, так как узор полностью мой.
Сегодня много красивых рисунков беру с обоев. На улице увижу необычный цветок, глазами «сфотографирую», а дома по памяти переношу его на бумагу».
СВАДЕБНЫЙ РУшНИК
«Он является оберегом для молодоженов. Конечно, такой рушник должен нести счастье и делать семью крепкой. С ним связано много примет.
Вышитый свадебный рушник как бы «программирует» будущую жизнь семьи, несет в себе определенные пожелания относительно будущего, которые высказывает вышивальщица. Человек, который его создает, должен знать значение символов, быть сам доброжелательным и вышивать с лучшими намерениями.
Рушник — это дорога жизни, поэтому полотно должно быть целым и длинным.
На свадебных рушниках я чаще всего вышиваю пару голубей как символ мира, любви и верности. Еще — пары таких птиц, как сокол, павлин, петух, только не в боевой стойке. Не вышиваю кукушек — вдовий символ, соловьев — символ неженатых парней (чтобы муж не изменял). На многих вышиваю два обручальных кольца, символизирующих вечную любовь. Сейчас в работе рушник, где рисунок украсит надпись «Совет да Любовь».
Рисунок на свадебном рушнике с обеих сторон (лицевой и изнаночной) должен быть идентичным. Ведь лицевая сторона — для людей, а изнаночная — для Бога. На первой — наши действия, а на второй — мысли, и они должны совпадать. Если же с изнаночной стороны нитки перепутаны и торчат узлы, то и жизнь у такой пары будет красивой только для людей.
Центр рушника обязательно должен оставаться чистым, без вышивки, — Божье место. Становясь на него, молодые получают благословение свыше.
Свадебные рушники от других отличаются тем, что рисунок крупнее и они намного ярче, чтобы в жизни молодых было больше светлых, радостных дней. На моих обязательно есть каёмка, так они выглядят колоритнее. Длина тоже имеет значение. Надо, чтобы концы изделия были длинные, — это признак щедрости молодых.
Всего я вышила более тридцати таких рушников».
«РАЗЛЕТЕЛИСЬ» РУшНИКИ ПО МИРУ
«Ой, какая красота!» — воскликнула молодая пара, увидев мои свадебные рушники на выставке в честь юбилея нашего города в прошлом году. По речи поняла, что не белорусы. Гости оказались с Камчатки. Долго они восхищались моими творениями, почти со всеми перефотографировались. Я не могла не сделать им подарок, один из них уехал вместе с ними. В знак благодарности мне подарили сушеную камчатскую рыбу.
Мои работы находятся в Ивьевском музее национальных культур, а также в Пинске, Осиповичах, Бресте и других городах нашей страны. «Долетели» они вместе с родственниками даже до Латвии и Германии. Теперь есть и на Камчатке».
Виктория СЫТИК.
Фото автора и из архива Центра ремесел.
Полная версия доступна подписчикам «НС»