Рукодельница в погонах: военный медик Нина Петрукович вышила более десятка картин
Жизнь полна неожиданностей. Никто не знает, куда нас заведет дорога через год, пять, десять лет. Не готова была к подарку судьбы и жительница нашего города Нина Иосифовна Петрукович. Когда ей было чуть за тридцать, женщину поглотил водоворот творчества, откуда она уже не смогла выбраться, в нем крутится вот уже более двадцати лет.
Все эти годы Нина Иосифовна рукодельничала, что называется, для себя. Вязала, вышивала, занималась макраме, изготавливала сахарные цветы. Это еще не все. Не у многих в доме и на участке есть такое огромное количество цветов. Эти увлечения занимают все свободное время. Зато всегда при деле, иначе не может, не в ее характере. Она — военнослужащая, более двадцати лет в звании старшего сержанта проработала санитарным инструктором. Теперь тоже работает, но граждан-ской медсестрой в войсковой части 48668. Нина Иосифовна — человек с выдержкой, строгих правил и дисциплины. Как это может сочетаться с творческой натурой? Оказывается, может. Прежде всего — четкость и аккуратность. В ее работах — стежок к стежку, петелька к петельке. Ей не жалко потраченного времени: если что-то пошло не так, изделие без сожаления распустит, все начнет сначала. Все должно быть четко по схеме или по рисунку. Сейчас Нине Иосифовне трудно определиться, что ей ближе: строгая работа или приятное творчество. Не может без того и другого. Противоположности вместе дают мастерице душевный баланс и гармонию.
ИЗ ПРЕКРАСНОГО ПОЛЕСЬЯ
«Родилась и выросла в городском поселке Логишин Пинского района Брестской области. Прекрасное белорусское Полесье. В детстве мне нравились люди в военной форме. Когда подросла, заинтересовалась медициной. Никак не могла определиться между двумя профессиями — военный и медик. Выбор сделала жизнь. Получила медицинское образование, замуж вышла за военного. В 1981 году вместе с ним приехала в Старые Дороги на место службы. Ехала лишь на полгода, а осталась на всю жизнь.
Моя выслуга в армии — 24 года. После увольнения так и не смирилась, что буду сидеть дома или пойду на другую работу. Не могу без этой профессии. Устроилась гражданской медицинской сестрой в 288-ю базу резерва автомобилей, несу ответственность за здоровье ребят, которые мне его доверяют».
ПАМЯТЬ О МАМЕ
«Мама рано ушла из жизни, мне было всего шесть лет. Ее мне и сестрам заменила бабушка. Я помню, как дома на входной двери висели тяжелые льняные вышитые шторы, а окна закрывали занавески с вышивкой, красивые были и салфетки. Все это сотворили мамины руки. Такая о ней осталась память. Тогда на творчество времени не хватало. Маленькой сестричке было всего 10 месяцев, нужно было за ней присматривать, по хозяйству помогать. Все же творческая жилка передалась от мамы, просто она очень долго спала во мне».
РУКОДЕЛЬНИЦА В ПОГОНАХ
«Вышивка в моей жизни появилась случайно, но захватила всерьез и надолго. Мне тогда было чуть за тридцать. В воинской части работала Анастасия Артёмовна Пищ. Когда я увидела ее вышитые крестиком картины (в основном она использовала фольклорные мотивы), глаз так и загорелся, сразу появилось желание попробовать самой. Она и научила меня азам этого кропотливого, очень деликатного, но весьма интересного и захватывающего дела. Тогда поняла, что творчество для меня — совершенно другой мир, но в нем я сама по себе».
«МОЯ ПЕРВАЯ КАРТИНА
— это заснеженный домик на взгорке. Она мне напоминает о малой родине и согревает душу. Смотрю на нее, и домой хочется».
ПЕЙЗАЖИ И НАТЮРМОРТЫ
«Картины мои спокойные. Я не люблю кричащих оттенков, мне по духу мягкие, легкие, светлые и нежные тона. У меня дома даже полы и мебель белые. Такой мой внутренний мир, который я передаю через свои творения. Все мои работы — это красивые пейзажи, близкие к белорусской природе, и радужные натюрморты. Внучка Кира, увидев картину с фруктами в вазе, тут же радостно заявила: «Бабушка, это самая вкусная картинка».
ЧТО НА ДУШУ ЛЕГЛО
«Выбираю, какую картину хочу вышить, тоже по внутреннему восприятию с первого взгляда. Я выписывала в то время много литературы, в том числе по вышивке. Но берусь далеко не за каждую. Не спеша листаю яркие глянцевые страницы — все не то, не мое. И вдруг стоп-кадр, нашла то, что искала. Потом в голове начинаю быстро продумывать количество ниток, размер картины, как она будет в итоге выглядеть на полотне. Если все складывается, то вскоре берусь за работу. Работаю только по готовым схемам на мелкой канве. Сложнее, но изделие получается более утонченным и изысканным».
КОГДА ПОЛОТНО ОЖИВАЕТ
«Картин больше десятка, среди них две иконы. Любимые все, ведь в них я сама — такая, как есть. Конечно, самая дорогая — первая, где все говорит о родном доме и о близких людях.
Еще вышиваю скатерти. Доставляет большое удовольствие видеть, когда однотонное льняное полотно оживает, а на нем начинают «цвести цветы», «петь птицы».
Пока в руках игла и пяльцы, думается только о хорошем. Да и как можно грустить, когда в твоих руках рождается красота?
Думаю о детях (сыне Максиме и невестке Ольге), о принцесске-внучке Кире. Живут они в Минске, приезжают нечасто, но когда рядом — это настоящий праздник».
ЦВЕТЫ, ЦВЕТЫ, КРУГОМ ЦВЕТЫ…
«Их я люблю с детства. Когда-то в квартире в одной комнате была целая оранжерея — 57 горшков. Они стояли везде: на полу, полках, подоконнике, на балконе. Чтобы разместить все, пришлось заняться макраме: плела кашпо. Цветы много требуют внимания, и мне не жалко тратить на них время. Подрезать, полить, подкормить, подровнять, подвязать — все только в радость. На участке в 2 сотки вместо овощей — розы, орхидеи.
Я предпочитаю розы и орхидеи видеть вживую, чувствовать приятный аромат, поэтому их нет на моих картинах. Зато есть лилии, маки, нарциссы, колокольчики, ирисы. Даже попробовала сделать цветы из сахара, получилось. Ездила как-то на родину, и там одна девочка научила меня этому искусству. Скажу честно, процесс очень трудоемкий, долгий и весьма хрупкий. Зато результат превосходит себя. Сделанные из сахарной мастики цветы я соединила с макраме (сплела листья и ветви) и поставила в оплетенную шпагатом бутылочку-вазу. Выглядит неплохо».
ОТ РУКАВИЧЕК ДО ПЛАТЬЕВ
«До того, как начала вышивать, я умела вязать крючком. Большим увлечением это не назовешь, скорее была необходимость. В основном вязала теплые носки. После того, как освоила вышивку, захотелось научиться другим видам творчества. Стала вязать спицами шарфики, шапочки, рукавички, свитера, платья. Потом крючком — большие платки, салфетки. Сделать эти вещи необычными помогают современные журналы и Интернет».
«ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ,
то совсем не злюсь, ведь не жалко потраченного времени. Когда-то связала платье от горловины до колена. Примерила — что-то не понравилось. Распустила почти все и начала заново. Терпения хватает, а весомый стимул — увидеть, что же в конце концов получится».
ВЫХОД В СВЕТ
«Никогда не думала о своей выставке, делала всегда для себя, для души. Начальник клуба в нашей части предложила организовать какую-нибудь выставку. Женщин у нас много, почти каждая чем-то увлекается. Мы загорелись, решила и я показать свои работы. Интересная была реакция людей. На их лицах читалось большое удивление: столько лет проработали рядом и только сейчас увидели скрытые таланты сослуживцев.
А недавно предложили выставиться в Центре ремесел. Согласилась. Выставку назвали «Фейерверк таланта». Мне очень приятно. У нас много людей, которые дома занимаются творчеством. Надеюсь, и они решатся показать свой талант другим людям. Для меня это тоже стимул творить больше, искать и раскрывать себя».
Виктория СЫТИК.
Фото автора.
Comments are closed.