Девятиклассник Денис Рудык с семи лет увлекается ткачеством
Что необычного может быть в мастер-классе по ткачеству? Сразу две вещи. Во-первых, мастер — юноша. Во-вторых, он — девятиклассник, который освоил все нюансы сложного ремесла ткача. Творческую встречу в Центре ремесел провел Денис Рудык — настоящий юный талант, который уже девятый год занимается этим сложным рукоделием. С ткацким станком он «дружит» с детства, и успел многого достичь. На своем первом в жизни мастер-классе Денис рассказал, как увлекся этим хобби и какие плюсы оно дает.
— Знакомые поначалу удивляются: парень, увлекающийся ткачеством — это для многих довольно необычно, — улыбается юноша. За его спиной – разноцветье ярких самотканых рушников, салфеток, дорожек. Вся эта красота — его персональная выставка под названием «Ткачество в новом формате». Кое-что из поделок Денис раздаривает:
— Когда я отправил крестной в подарок свою салфетку, она была приятно удивлена. Открыла посылку, а там — вещь, сделанная с душой. Потом она долго расспрашивала по телефону, как мне удается своими руками создавать такую красоту.
Чисто мужское хобби
Многие уверены, что ткачество — занятие исключительно женское. Корни этой уверенности — в историях бабушек-рукодельниц, а еще в школе, где все мы учили проникновенные стихи Богдановича про слуцких ткачих, предпочитающих скромные васильковые узоры роскошным персидским. На самом деле, ткачество всегда было делом не только женщин, но и настоящих мужчин. И даже в знаменитой персиарне — мастерской слуцких поясов — работали исключительно мужчины-ткачи.
Эта традиция жива и сегодня. В Центре ремесел за кроснами сидят и мальчики, и девочки. Так что здесь никого не удивишь историей юноши, осавивающего станок. Удивительно другое – Денис Рудык в своем юном возрасте достиг такого высокого уровня, что уже может проводить собственные мастер-классы.
Интересно, что ткачество — в чем-то сродни шахматам: это старинное ремесло развивает умение думать. Сложное рукоделие заставляет ребенка в уме решать сразу несколько задач: чтобы создать узор, нужно четко представить, как «сложатся» нити. А еще оно замечательно развивает мелкую моторику — за счет работы с теми же нитями — и тренирует усидчивость. Каждая работа — результат кропотливых часов за станком. Зато здесь как нигде чувствуется живое дыхание истории, ведь ткачество — часть нашего наследия.
И тогда за кросна села мама
Впервые в мастерскую по ткачеству Дениса привела мама: заметила интерес сына-первоклассника к работе с тканью. Переступив порог Центра ремесел, мальчик оказался на своем месте:
— Как только сел за кросна, стало интересно просто перебирать нитки. А когда увидел, как буквально из ничего рождается рушник, был очень впечатлен!
И он с жаром принялся осваивать новое необычное хобби. Мама во всем поддерживала, благо, она и сама – мастерица на все руки, увлекалась вышивкой. Творческая жилка «заговорила» и в ребенке.
Правда, со временем первый пыл стал остывать. Занятия стали рутиной, и Денис совсем уж решил уйти из мастерской, но его очень поддержала мама Наталья Николаевна. Когда она заметила, что сын охладел к любимому прежде хобби, поступила по-родительски мудро: предложила самой сесть за соседний станок и вместе осваивать ткачество.
— Денис согласился: если я буду учиться, то и он не бросит занятия, – улыбается мама. — И тогда я села за кросна, стала учиться ткать.
Так они и ходили на занятия — мама и сын, пока парень вновь не почувствовал вкус к ремеслу ткача.
Трижды участвовал в «Матчыных кроснах»
За без малого девять лет занятий Денис освоил разные техники и всевозможные узоры — и простые ромбы, и сложные буквы, сердечки, елочки. Он лауреат различных конкурсов, трижды был участником знаменитых «Матчыных кроснаў». В его копилке — разные дипломы: от «Самому юному участнику» до «За лучшее изготовление салфетки». Сегодня для него нетрудно соткать, к примеру, салфетку-«валентинку» с ярким узором в форме сердца. К слову, он часто приходит на выручку девчонкам-ткачихам. Когда у них что-то не получается, зовут на помощь Дениса: он поможет и подскажет, как лучше сделать.
— Соткать небольшую салфетку можно за одно занятие. А над солидной дорожкой можно работать месяц, — делится Денис.
Юный мастер имеет свой творческий стиль: яркие, насыщенные цвета и обилие узоров — вот то, что ему по душе.
— Каждое новое изделие рождается спонтанно. Садясь за кросна, я часто не представляю конечный результат. Для меня это и есть творчество: уже в процессе видеть, где лучше добавить цвет, где — сложный узор. Так и создается рушник — словно из воздуха.
Говорить на языке нитей
Ткачество — не единственное хобби девятиклассника. Денис занимался футболом, теперь увлекается вольной борьбой. Как на все хватает времени? Строгий распорядок давно вошел в привычку. Это, кстати, один из плюсов любого кружка: ребенок привыкает быть дисциплинированным, самостоятельным. Минимум раз в неделю Денис приходит в ткацкую мастерскую. Старается и чаще. Здесь его ждут в любое время: преподаватель юному мастеру нужен скорее для совета, он и сам многое умеет. Сейчас его обучает Наталья Александровна Рудаковская. А первым его педагогом стала Ольга Михайловна Давыдкина, которая и научила тонкостям ремесла.
— Для меня самое приятное — взять в руки готовую работу, оценить ее качество, увидеть ошибки, — делится юноша. — Сейчас с улыбкой вспоминаю, как тяжело было начинать, как учился правильно ставить ноги на поножи. Поначалу уставали руки: это не так уж легко физически, минут через 40 нужен отдых. Сейчас для меня ткачество — любимое занятие. В каждом узоре есть смысл: это целый язык, на котором можно «говорить» умелым сплетением нитей.
Comments are closed.