«Дома стареют, а земля должна жить»: о работе с ветхими и пустующими домами рассказал Дмитрий Давыдов

0

На вопросы корреспондента «НС» о работе с ветхими и пустующими домами на селе ответил председатель районного Совета депутатов Дмитрий Давыдов.

— Дмитрий Михайлович, в чем суть подхода к решению вопроса?
— Как ни странно прозвучит ответ — в нашей культуре. Корни большинства стародорожан — на селе, поэтому все мы близко к сердцу принимаем его проблемы: как живет, как вы-глядит… И работа с осиротевшими домами воспринимается не только как обязанность: она находит отклик в душе. Ну и, конечно, есть конкретные задачи по наведению порядка на земле. Деревня, вид которой портят пустующие дома, не выглядит жилой и ухоженной, не привлекает и не располагает людей поселиться здесь или купить дачу. Несколько таких штрихов могут создать мрачный колорит и перечеркнуть все усилия по благо- устройству. Вот от этого и отталкиваемся.

Что касается непосредственно алгоритма действия Указа №357, то он четко прописан. Мы используем все его позиции, — в частности, продажи пустующих и ветхих домов как на аукционах, в том числе с понижением начальной цены на 20, 50 и 80%, так и путем прямой продажи. Конечно, это самое лучшее — когда жилье переходит в заботливые руки нового хозяина и получает шанс на новую жизнь. К сожалению, такая судьба выпадает немногим домам, но даже ради единичных случаев стоит постараться.

Остальные пустующие и ветхие строения приходится сносить, как ни грустно: ведь все на свете имеет свой век. Но даже когда умирает дом, земля должна продолжать жить, служить полем или быть просто благоустроенной, радующей глаз территорией.
Придать процессу еще большую динамику может наше неформальное отношение к делу — не просто искать наследников опустевших домов, а делать это заинтересованно, энергично; грамотно и открыто беседовать с людьми, разъяснять, убеждать и так далее. То есть нужен энтузиазм, и радует, что у нас имеются свои передовики, настоящие хозяева на родной земле.

— Поле деятельности в районе широкое: почти 30% населения старше трудоспособного возраста, каждый год из жизни уходит порядка 200 человек. Естественно, сегмент проблемного жилья постоянно увеличивается. Как справляетесь?
— В работе задействован весь депутатский корпус — от председателя районного Совета и председателей сельских советов до руководителей трудовых коллективов, старост, журналистов, актива района. Выявляем «позабытые-позаброшенные» дома, ищем наследников, уведомляем их о необходимости решить судьбу жилья. Если они хотят пользоваться домом, то подают в сельский исполнительный комитет уведомление о намерении использовать дом для проживания и встречают при этом всяческое содействие. Если нет — оформляем отказ или отчуждение домовладения. Иногда это трудная процедура: владелец не находится или не говорит ни «да», ни «нет».
Для эффективного решения вопросов в состав комиссии по обследованию состояния жилых домов включены заместитель председателя райисполкома, представители отделов архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, земле- устройства, агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. Кстати, представитель этой структуры приняла участие в обследованиях всех пустующих и ветхих домов.

— Каковы результаты работы за год?
— Осмотрено 450 домовладений, из них 102 получили статус ветхих и 348 — пустующих. Большая часть домов уже включена в соответствующий реестр. В этом году вырублены дикая поросль и кустарники на более чем 50 га, наведен порядок на 219 бросовых участках. 53 фундамента утилизировали с помощью сельскохозяйственных организаций и предприятия мелиоративных систем, которым большое спасибо за содействие.
Снесено 67 домов и 152 строения, освоено 65% от выделенных средств. Таким образом, идем с перевыполнением плана и есть еще время до конца года. Всего же за время действия Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 года №100 в районе снесено 320 домов и более 500 строений. При этом количество домовладений сократилось на 653, а население уменьшилось на 1180 человек.

— Как практически выполняются работы по сносу?
— Каждый год при сельисполкомах создаются бригады из 2-4 человек. Привлекаем мы к этому делу и граждан. Тем, кто предпочитает разбирать дома самостоятельно, оказываем всестороннее содействие. Особо отмечу, что все материалы после разборки зданий находят применение. Металл отправляется в металлолом, древесина — на дрова для отопления административного здания сельских советов, общественных бань и так далее.

— С какими проблемами приходится встречаться?
— К сожалению, остаются ситуации, механизм решения которых требует совершенствования. Например, случаи, когда владелец дома находится в местах лишения свободы, а его жилье и участок тем временем приходят в запустение.

— Дмитрий Михайлович, а какова судьба домов в практически опустевших деревнях? Так жалко смотреть на них…
—Я уверен, что все не безнадежно, у этих точек на карте малой родины тоже есть свои перспективы. Проживание на хуторах — традиционная для наших земель форма, которая представляет собой огромный потенциал для развития агротуризма, фермерства и просто для людей, желающих проживать в уединении на лоне природы. Такие усадьбы становятся замечательными и самобытными уголками малой родины, пунктами новой жизни на карте района. Данное направление очень активно развивается в соседних странах.

— Наш район имеет какие-то особенности жизни деревни?
— Да. Патриотизм целого ряда известных наших земляков, выходцев из района, которые, давно проживая в столице, не оставили родительские дома и усадьбы родственников. Наследники содержат их в порядке, часто проведывают, интересуются судьбами своих деревень и принимают в них живое участие. Это хороший вдохновляющий пример, работа на рост авторитета и дальнейшее развитие села.
Хочется, чтобы в душе каждого человека жили любовь и ответственность по отношению к родительскому наследию в виде домика в деревне, чтобы хозяева своевременно и разумно решали его судьбу.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.