«Шёл отряд по берегу, шёл издалека…» Как красные командиры Скворцов и Майоров 100 лет назад спасли Языль от гибели

0

К 100-летию со дня подвига красных командиров Скворцова и Майорова приурочена реконструкция скульптуры, увековечившей память героев Гражданской войны в Языле.

Кроме этой славной даты, в календаре агрогородка на сей год — еще и районные «Дожинки», так что дел по благоустройству на повестке дня много. Но реставрация скульптуры, ставшей за долгие годы одним из символов села, проходит в обширном списке отдельной строкой.

Недавно специалисты завершили кропотливую и непростую работу: сняли слои поврежденной временем штукатурки, обновили мемориал, покрасили в золотистый цвет.

Фамилии храбрых красных командиров всегда на слуху у жителей района благодаря тому, что местная сельхозорганизация мужественно пронесла свое название сквозь все перипетии времени и политической моды (с годами в просторечье оно лишь трансформировалось в уменьшительно-ласковое «скворцы»).
А известна ли вам история их подвига?..

Давайте вспомним ее. Она куда более значима, чем просто одна из битв между красными и белыми, случившимися на нашей земле.

В районной книге «Память» есть на эту тему материал педагога, героя Отечественной войны Константина Андреевича Бирюка и статья О. Чернова, опубликованная в «Советской Белоруссии» в 1967 году.

Итак, ровно сто лет тому назад утром 7 июля 1920 года, со стороны Горок в Языль вошла колонна легионеров Довбор-Мусницкого. К полудню с другой стороны лесными тропинками к селу приблизились кавалеристы — взвод красноармейской разведки.
Ситуация была для того времени вполне типичной: в это время Красная армия уже теснила поляков с оккупированных земель. Повсюду шли бои, в том числе и в наших краях.

Автор очерка в «Советской Белоруссии» цитирует воспоминания Гавриила Ивановича Шпилени, бывшего на момент встречи с красными кавалеристами деревенским пастушком. Встреча произошла за околицей села…

«Вот тут я впервые увидел их. На конях, в фуражках с красными звездами, ремнями через плечо и шашки — дух захватывает!..
— Белые есть в деревне? — строго спросили конники.
— Есть. Дома жгут! Много их…»

Обращаю ваше, уважаемый читатель, внимание на слова «дома жгут». Это во-все не дань советской пропаганде, не попытка покруче завернуть сюжет, а трагические реалии интервенции. Под шумок в заварухе революционно-военных событий поляки успели отхватить себе белорусские земли и затем с болью выпускали их из зубов. Отступая, они жгли села, изуверски убивали мирных людей, грабили. Как раз в те далекие дни легионеры свирепствовали и в нашем районе.

Мародерство, пожалуй, было самой безобидной «панской лаской», которой в полной мере испробовали наши прадеды. 12 июля 1920 года, глумясь над беззащитными крестьянами в Подоресье, легионеры Довбор-Мусницкого отсекли палашом голову местному жителю Романчуку, вспороли живот его односельчанину Сопляку, бросили живым в огонь Демьяна Китлича, застрелили Акулину Майлычко, сожгли 200 хат. В этот же день 32 человека насмерть замучили в Дражно, где предали огню 179 домов, а в Залужье —148. В архивах хранится множество других леденящих кровь документальных свидетельств зверств и издевательств над крестьянами, страшных еврейских погромов, расстрелов без судов и следствия.

7 июля такая же судьба могла постигнуть и Языль, если бы не вышедший к деревне красноармейский отряд.

Он был малочисленным — меньше эскадрона. Силы были очевидно неравны. Но узнав, что поляки жгут и громят деревню, командир принял решение атаковать врага.
Всадники разделились на две боевые группы.

Майоров повел своих напрямую через мост, Скворцов — в обход села, с тыла. Стремительное нападение кавалеристов ошеломило поляков: им показалось, что атакует крупная группа красноармейцев. Более сотни оккупантов было убито, остальные под яростным натиском обратились в беспорядочное бегство. Но пали в том бою и оба красных командира, погибли от вражеских пуль. О них ничего не известно: людская молва сохранила лишь фамилии да память о том, что это были совсем еще молодые парни, красивые, чубатые по тогдашней кавалерийской моде…

Вся деревня горько оплакивала их, заплативших своими жизнями за сельчан, за их хаты да немудреный скарб. Похоронили Скворцова и Майорова на местном погосте, обозначив могилки простым камнем-валуном с надписью. А позже языльчане в складчину поставили красным командирам памятник.

Вскоре рядом появились еще две могилы — убитых сельских активистов, первых комсомольцев, организаторов колхоза Ивана Безбородьки и Филимона Кривлени.
В то же время появилась братская могила погибших красных кавалеристов и в Подоресье, где похоронены семеро павших в бою с оккупантами разведчиков-кавалеристов.

Много было в те годы безвременно оборвавшихся молодых жизней, свежих могил, материнских горьких слез…

Не только поляки, но и другие интервенты рвали истекающую кровью Беларусь на части. Немцы и украинские гайдамаки соперничали здесь друг с другом в грабежах, поборах и жестокости.

Гибли люди, когда устанавливалась Советская власть; когда вели борьбу с оккупантами; когда в наших краях зверствовали банды Булак-Балаховича…
Благословенный мир не вдруг воцарился на измученной, истерзанной земле — но все же он пришел, такой дорогой для всех, кто понимает ему цену.

Темы Гражданской войны и интервенции сегодня не в числе самых популярных — и за давностью лет, и в связи с последовавшей за ними необъятно громадной драмой Отечественной, и потому, что слишком много на сей счет споров и инсинуаций. Но бесспорно то, что если бы не такие вот Скворцовы и Майоровы, не было бы ни Языля, ни тысяч таких же деревень, ни нынешней суверенной Беларуси. Даже призрак ее давно растворился бы в истории. Ведь в сентябре 1919-го Республика Литбел уже была под Польшей и фактически прекратила свое существование, а в апреле 1920 года Наивысшая Рада была вынуждена заключить договор, по которому Беларусь стала частью Речи Посполитой, причем культурно-национальная автономия предоставлялась одной лишь Минской губернии…

Именно поэтому в наших краях действительно хлебом-солью встречали войска Красной Армии, которые в критический момент стянули сюда силы и стали наносить удар за ударом, вышибая оккупантов из захваченных наших городов и сел. И вышибли. Спасибо всем, кто сохранил благодарную и незапятнанную память о подвигах и героях-освободителях.

Помянем заодно добрым словом и не смирившихся, храбро боровшихся с интервентами в нашем районе партизан. Возле деревень Крынка, Мезовичи, Птушичи, Радутичи, Старые Дороги, Новые Дороги, Старые Фаличи, Пастовичи действовали отряды под руководством А. Полонейчика, И. Тишкевича, А. Томиловича, Яковлева.
…Советско-польскую войну завершил Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года.

Несколько ранее — 31 июля 1920 года — на карте Советского Союза появилась Белорусская Социалистическая Советская Республика, предшественница нынешней суверенной страны.

Инна КАНДАУРОВА.

При подготовке публикации использовались материалы районной книги
«Память» и других открытых источников.

Leave A Reply

Your email address will not be published.