СОП – это семейное? В рейде по «неблагополучным» семьям побывал корреспондент «НС»

0

Честно признаться, рейд по «неблагополучным» семьям сродни просмотру передачи «Пусть говорят». За каждой дверью разыгрываются нешуточные драмы, за многими – изломанные судьбы, боль и слезы. При этом «язвы» «соповских» семей стары как мир: пьянство, свободный от принципов морали образ жизни и прочие «прелести». Хотя в последнее время на селе «соповцев» становится все меньше. Казалось бы, чем не повод для радости? Родители, за которыми были грешки пьянства и равнодушия к собственным детям, пересмотрели образ жизни. Но праздновать победу рано: многодетные «соповцы» — а их немало — просто потихоньку перебираются в город, воспользовавшись своими правами. И это вполне законно: нигде ведь не прописано, что квартиры положены только образцовым родителям.

Но от перемены места жительства ничего, в общем-то, не меняется. Уезжая, эти семьи прихватывают с собой весь груз застарелых «социальных болячек». И в новой квартире живут по-старому. Очередной рейд в рамках акции «Семья без насилия» провели специалист инспекции по делам несовершеннолетних Стародорожского РОВД Анжела Довжик, специалист территориального центра социального обслуживания населения Юлия Неделько, социальный педагог социально-педагогического центра Наталья Шешко.

«Завязать» труднее, чем родить нового ребенка

По-прежнему причиной номер один в постановке семьи «на учет» становится пьянство. Опрокидывая чарку за чаркой, родители все глубже погружаются в алкогольный дурман, мало заботясь о том, через что приходится пройти их детям. Ударившие в голову «градусы» легко могут превратить ребенка в помеху веселым застольям.Искалеченные детские судьбы никто в расчет не принимает. Чем «аукнутся» им годы такой жизни? Хорошо, если материнская любовь окажется все-таки сильнее страсти к алкоголю.

В эту многодетную семью участники рейда приходят не в первый раз. Из списков «неблагополучных» она не может выйти уже как минимум три года. Причина банальна: в свое время хозяева стали крепко выпивать. При этом работники социальных служб отмечают: в «трезвый» период мать хорошо присматривает за детьми, держит хозяйство, ухаживает за домом. Но стоит только дать слабину — и в мутных водах 40-градусной реки тонет всякая память о детях. Неравный бой с пагубной привычкой мать и отец ведут с переменным успехом. Сейчас очередной период «затишья»: помогла кодировка. Рейдовая комиссия отмечает положительную тенденцию, но вычеркивать семью из «соповских» списков не спешит. Для этого родителям надо хотя бы полгода жить на трезвую голову.

Если соцслужбы не видят никаких попыток «завязать», если хмельная компания по-прежнему милее родных детей — ребятишек помещают в приют. Порой это единственный способ «встряхнуть» горе-мам и пап. Разлука с кровиночками заставляет многих взяться за ум. Но, к сожалению, далеко не всех: чтобы вернуть детей домой, надо приложить усилия. Для тех, кто крепко «подсел на стакан», усилия почти титанические. Не все дорожат родными детьми настолько, чтобы в корне менять жизнь. Они выбирают легкий путь: родить новых.

Без отделки не предлагать

В рамках рейда заглядываем в гости к еще одной семье: здесь давно выросли и сами стали матерями две сестры, обе — многодетные с «соповским» диагнозом. Сперва квартиру от государства получила одна, затем социальное жилье предоставили и второй.

— Даже и не знаю, довольны ли мы, — сетует на новые «квадраты» пожилой отец обеих многодетных мам. — Первая-то квартира была с полной отделкой. А здесь придется все самим делать…
Это очень заботит будущих новоселов, омрачая радость от получения заветных ключей. Хотя, будем откровенными, своя квартира — мечта сотен молодых родителей. И уж если бы выпал им шанс получить жилье бесплатно, ничего, кроме благодарности, от них бы не услышали. Абсолютно неважно, с отделкой квартира или нет…

За «соповскими» семьями частенько тянется длинный хвост долгов за коммунальные услуги. Понятное дело: пьющей семье погашать их не на что. А вот что совсем непонятно — почему непьющие поступают точно так же, игнорируя растущие суммы долга в жировках. Они не желают отдавать государству долги хотя бы по мере возможности, небольшими частями — просто не считают нужным. Статус должников «кочует» вслед за новоселами в городские многоэтажки.

К социальным «бонусам» люди привыкают быстро. «Все кругом нам обязаны», — думают они. Смогут ли такие родители привить чувство ответственности своим детям? Вопрос риторический: они растут, глядя на мам и пап, не сильно обременяющих себя элементарной обязанностью — заплатить за свет и воду.

Дети как путь к квартире

Итак, многодетные семьи со статусом СОП потихоньку переезжают в полученные от государства квартиры в городе. Разумеется, нет ничего плохого в том, что государство печется о многодетных. Действительно: семье, в которой на ноги нужно поставить троих, четверых, пятерых детей, трудно без поддержки. Но страшно, когда дети становятся не смыслом жизни, а просто инструментом для решения квартирного вопроса.

Одна такая мать не скрывает: на третьего она решилась, чтобы претендовать на льготные метры. Правда, «многодетный» статус ответственности ей не прибавил. Ее семья по-прежнему в списке находящихся в социально опасном положении. Вот и выходит, что желанным был не ребенок, а… блага, которые можно получить.

В попытке решить «жилищный вопрос» за счет детей такие женщины напрочь забывают главное. Материнство — это не только радость, а еще и ежедневный тяжелый труд, это тихий подвиг. Постоянные недосыпы, тревоги, бесконечные домашние дела, растущие, как снежный ком, и ни одной свободной минуты на отдых — во всех испытаниях женщин подкрепляет любовь. Та самая безграничная любовь к пахнущей молочком беззащитной крохе, которой когда-то дала жизнь. Женщины с дефицитом этой любви изнемогают под непосильным бременем материнства. Нередко они пытаются спрятаться от гнетущего груза ответственности в веселых компаниях за рюмкой горячительного. Вот и возникает вопрос: хватит ли у женщин, решившихся на статус многодетных ради жилья, материнской любви, окрыляющей их нелегкие родительские будни?

СОП – это семейное?

В рейде можно увидеть и услышать многое, чего знать отнюдь не хотелось бы. Например, про молодую мамочку, с головой ушедшую «в загул», хотя рядом посапывает ее четырехмесячная кроха. В таких ситуациях обычно на помощь спешат бабушки: стараются образумить непутевую мать, берут на себя уход за беззащитным младенцем, который без маминой заботы и дня не протянет. Здесь же бабушка постаралась помочь не грудничку, а… его матери, разделив с ней «нелегкий труд» по осушению стаканов.

Порой клеймо «неблагополучия», как болезнь, передается в семье из поколения в поколение. Это закономерно: все детство глядя на пьющих родителей, рано или поздно потянется к «горькой» и их наследник. Хорошо, если все пережитое станет для ребенка очень сильным стоп-сигналом, если в нем созреет твердая уверенность: «Я не хочу, чтобы мои дети росли в такой же атмосфере». Так что горе-родителям стоит задуматься: «пьяный» пример, который они сегодня подают детям, может вылиться слезами их внукам.

КОММЕНТАРИЙ
— По данным на февраль, в районе более 100 детей имеют статус находящихся в социально опасном положении, — говорит старший инспектор ИДН Стародорожского РОВД Александр Игнатчик. — С 1 февраля критерии отнесения к категории СОП изменились: их перечень сократился до трех.
Первый критерий — это неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка. Если дети остаются без пищи, если родители не следят за их здоровьем, игнорируют предписания медиков — это тревожный звонок. Сюда же относится и препятствие получению обязательного общего базового образования.
Еще один очевидный сигнал: родители не обеспечивают надзор за поведением ребенка, вследствие чего он совершает правонарушения.
Третий критерий — ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами, жестокое обращение с ребенком, что создает угрозу его здоровью и жизни.
Стражи порядка смогут оценивать ситуацию, посещая состоящих на профучете граждан дома, проводя индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними. На сотрудников милиции возлагаются обязанности разъяснять семьям, находящимся в СОП, соответствующие правовые вопросы и требования законодательства, при необходимости — готовить документы для направления родителей или других родственников несовершеннолетних в лечебно-трудовые профилактории.
Положение регламентирует проведение социального расследования и принятия решения о признании детей находящимися в социально опасном положении.
Решения о признании детей находящимися в СОП, принятые до вступления в силу этого постановления, подлежат пересмотру в течение шести месяцев после вступления его в силу.

Leave A Reply

Your email address will not be published.