В вузах завершается приемная кампания для целевиков. В Минобразования рассказали, как она прошла

0

Сергей Пищов Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь

Сегодня в вузах завершается приемная кампания для целевиков. В университеты зачисляют последних абитуриентов, поступавших по целевым направлениям от белорусских предприятий. В Министерстве образования проинформировали, что кампания прошла в соответствии с законодательством, правилами приема и положением о целевой подготовке. Более подробно об итогах этой траектории поступления в вузы корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов.

«В этом году абитуриенты-целевики прошли вступительные испытания с учетом новаций приемной кампании 2023 года, среди которых сроки подачи документов, проведения вступительных испытаний и зачисления для этой категории абитуриентов. Они были вынесены за рамки основной приемной кампании, чтобы у целевиков была особая траектория, которая позволяет еще до начала подачи документов заключать договор с предприятием, на которое будущие специалисты после успешного освоения образовательной программы пойдут работать. Вступительные испытания тоже были проведены в новом формате, у целевиков в этом году принимали один экзамен в устной или практической форме по первому профильному предмету, он проходил в вузе, в который абитуриенты подавали документы. Это позволило учреждениям образования увидеть своего абитуриента, при непосредственном контакте оценить уровень его знаний, способности осваивать ту или иную специальность. В составы предметных комиссий вузов были включены школьные учителя, то есть получился симбиоз — связь практики, общего среднего образования и высшей школы, что позволило увидеть одаренных и мотивированных абитуриентов, которые уже сегодня знают, по какому направлению они будут работать через 4-5 лет», — рассказал Сергей Пищов.

Проведение вступительной кампании для целевиков на условиях конкурса — это было основное условие приемной кампании. «Да, действительно, для того чтобы абитуриенты могли проходить вступительные испытания, должен состояться конкурс, то есть количество заключенных договоров по специальности должно было быть больше, чем количество выделенных мест. Данная норма установлена правилами приема в целях объективного отбора наиболее подготовленных абитуриентов и исключения разных рисков. Целевая форма подготовки по этой причине и является особенной траекторией поступления. В этом году это новация приемной кампании, и мы видим, что она приносит результат. Да, по некоторым специальностям конкурсная ситуация не состоялась, то есть количество договоров, заключенных с предприятиями, было меньше количества выделенных и утвержденных мест по данным специальностям. И все эти вакантные места были переданы на общий конкурс, то есть ребята смогут поступить на данные специальности уже в рамках основного приема, который начнется у нас 17 июля по привычной классической форме с предоставлением сертификатов централизованного экзамена, централизованного тестирования», — проинформировал представитель Министерства образования.

Он подчеркнул, что ситуации, когда все места передаются на общий конкурс, относятся к специальностям, которые не являются наиболее востребованными и не входят в утвержденный Министерством образования перечень. На наиболее востребованные экономикой специальности даже при отсутствии конкурса целевики имеют возможность поступить. «Это специальности сельскохозяйственного профиля, педагогические, технические и некоторые другие. Такие специалисты остро нужны на предприятиях, и требования, что должен состояться конкурс больше одного человека на место в соответствии с правилами приема, нет. Но это действует только на определенный перечень специальностей, который утвержден постановлением Министерства образования», — констатировал Сергей Пищов.

Целевики, не прошедшие по конкурсу, или абитуриенты тех специальностей, где конкурс не состоялся, могут поступать в вузы по общему конкурсу. Но что в этом случае делают работодатели, выдавшие целевое направление на подготовку специалиста, который не прошел в вуз по конкурсу? Начальник главного управления отметил, что у каждого заказчика кадров все равно есть возможность получить своего специалиста. «Начнем с того, что обучение за счет средств бюджета — это тоже целевая подготовка. У каждого работодателя есть возможность сегодня подать заявку в вуз о перспективной потребности в кадрах. На основе этой потребности учреждение образования формирует контрольные цифры приема, и у работодателя есть возможность получить своего специалиста по распределению. Кроме того, в задачи заказчика кадров входит создание условий для образования конкурса на необходимые ему специальности. Для этого необходимо вести качественную профориентационную работу, что позволит конкурсу состояться и обеспечит поступление на целевое обучение действительно лучших абитуриентов. Поэтому, имея одно вакантное место, правильно будет подобрать несколько желающих поступить на эту специальность. Ограничений по количеству целевых направлений у заказчика нет. Здесь организация должна активно включиться в профориентационную работу. Это можно сделать на ярмарках целевой подготовки, днях открытых дверей, различных выставках и мероприятиях. Это и есть работа по подбору и определению мотивированных ребят, которые хотят пойти работать именно на данное предприятие. Следует отметить, что и учреждения высшего образования тоже должны активно заниматься профориентационной работой. И самим абитуриентам необходимо понимать, что их поступление в их руках», — пояснил представитель Минобразования.

Если говорить об абитуриентах, то, по словам Сергея Пищова, ребята видят перспективу данной формы получения образования. «Во-первых, это уверенность в завтрашнем дне, в первом гарантированном месте своего трудоустройства, в социальных гарантиях, которые дает государство молодым специалистам. Поэтому мы считаем, что данное направление следует развивать. Основная задача целевой подготовки — чтобы связка «учреждение образования — заказчик — абитуриент» работала едино, чтобы мы решили важную задачу подготовки высококвалифицированного специалиста для конкретного предприятия. Тогда специалист, который получил образование по данной траектории, придя на работу, будет сразу погружен в задачи, которые ему необходимо будет решать не только на протяжении срока своей обязательной отработки, но и в дальнейшем», — заключил начальник главного управления.

Светлана ПЕКАРЬ,

БЕЛТА.

Источник: www.belta.by

Leave A Reply

Your email address will not be published.